logo search
Основы экономики железнодорожного транспорта

16. Экономико-математические методы

РЕШЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ

Математические методы и модели исследуются математической экономикой (разработка, анализ и поиск решений экономических решений) и эконометрика (количественные закономерности).

Математические модели подразделяются на:

Модель – материальный или мысленно представленный объект, который в процессе исследования замещает объект (оригинал) так, что его изучение дает новые знания об оригинале. Моделирование – процесс построения, изучения и применения моделей.

С экономической точки зрения оптимальные решения обладают свойствами:

Существуют три типа многовариантных проблем планирования и управления:

Математические модели классифицируются по следующим признакам:

Этапы экономико-математического моделирования:

Транспортные задачи (рациональное распределение грузопотоков и вагонопотоков по параллельным линиям; регулирование вагонных парков; ограничение вагонопотоков; определение резервов локомотивов и вагонов; размещение и специализация обслуживания подвижного состава; развитие транспортной сети на перспективу и т.п.) используются в двух постановках (матричной и сетевой) для решения задачи наилучшего распределения ограниченных ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, временных) для оптимального управления предприятием.

Матричная задача:

(16.1)

где Аi – i –й ресурс,

Вj – j- потребность,

Сij – расстояние или стоимость перевозки из i в j,

F – целевая функция.

Сетевая задача: планирование перевозок осуществляется непосредственно на схеме сети путей сообщения, которая состоит из дуг и вершин. Вершинами являются пункты погрузки или выгрузки, а также все реальные узловые пункты сети. Вершины без погрузки-выгрузки являются транзитными.

-8

+10 12 + 15

ХАВ=8 2 2

ХДВ

ХАД=4

- пункт отправления, - пункт прибытия

Рис. 16.1 Схема транспортной сети

Каждая дуга характеризуется показателем расстояния или стоимости. Переменными сетевой задачи являются потоки груза по каждой сети.

В качестве критериев оптимальности часто выбирают:

(16.2)

где Кс – капвложения,

Сгр – стоимость груза,

Эзав – зависящие расходы,

Эпер – переменные расходы по перевалкам; при перевозках срочных грузов – время (т-час, вагоны-час) пребывания груза в процессе перевозки и т.д.

Наиболее употребимым методом решения матричных задач является метод линейного программирования и его различные модификации.