logo search
Практика по Дорожным машинам

Скрепер

Скрепером называют землеройно-транспортную машину (циклического действия) с ковшовым рабочим органом, предназна­ченную для послойного резания грунта с одновременным заполнением ковша, транспортирования его к месту отвала, отсыпкой (с частичным разравниванием и уплотнением) слоями определенной толщины. Скреперами можно послойно разрабатывать грунт до IV категории включительно. Для повышения эффективности работы скреперов в грунтах III и IV категорий их предварительно разрыхляют.

Современные скреперы можно классифицировать по способу передвижения, передачи тягового усилия, числу осей, способу загрузки и разгрузки ковша, по системе управления и другим признакам.

Все современные скреперы имеют пневмоколесный ход. По способу передвижения их подразделяют на прицепные, полуприцеп­ные и самоходные, а по числу осей — на одноосные и двухосные.

Главным параметром скреперов условно принимают геометриче­скую емкость ковша. Различают скреперы малой емкости с ковшом вместимостью до 5 м , средней емкости—6... 15 м , большой емкости — свыше 15 м .

По схеме подвески ковша скреперы бывают рамной конструкции, у которых ковш шарнирно установлен в основной раме, и безрамной конструкции, у которых ковш служит рамой и его вес передается непосредственно на ось. Большинство современных скреперов принад­лежит к последнему типу.

Скорость движения скрепера при наборе грунта обычно не превышает 2,5...3,5 км/ч. Длина пути набора составляет 20...50 м. Большие значения относятся к прочным тяжелым грунтам, при копании которых стружка имеет меньшую толщину. Скорость при разгрузке грунта выбирают в пределах 4...8 км/ч.

Скорости движения груженого и порожнего скрепера определяют с учетом типа и состояния грунта, уклонов транспортных путей. В реальных условиях эксплуатации скорости обычно не превышают 6...8 км/ч для прицепных скреперов и 30...40 км/ч для полуприцеп­ных и самоходных.

Соотношение продолжительностей отдельных операций во вре­мени цикла зависит от дальности транспортирования. Относительно постоянны время наполнения и время разгрузки. Время загрузки для скреперов с обычной загрузкой при использовании толкача составляет 40...50 с, для скреперов с элеваторной загрузкой 60...80 с. Время разгрузки для скреперов всех типов равно 10...20 с. Наибольшие затраты времени приходятся на транспортирование груженого и порожнего скрепера. Для самоходных и полуприцепных скреперов это время составляет в среднем 70...90% общего времени цикла. Поэтому основой для достижения высокой производительности этих скреперов наряду с большим заполнением ковша является повышение скоростей передвижения. Кроме того, к основным тенденциям развития конструкции скреперов следует отнести увеличение мощ­ности тяговых средств, более широкое внедрение автоматических систем управления ковшом, а также повышение надежности машин.