2. Определение типов и количества автобусов на маршруте
Для определения потребного количества автобусов для работы на маршрутах необходимо, чтобы были выполнены следующие цели автотранспортного предприятия: полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках, обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок, эффективное использование подвижного состава, повышение производительности труда водителей и других работников предприятия.
Чтобы определить потребное число автобусов на маршруте, необходимо знать пассажиропоток, его мощность, время оборота автобуса, вместимость автобуса.
Исходные данные для определения типа и количества автобусов на маршруте:
1)пассажиропоток по часам в прямом и обратном направлении из таблицы 2;
2)время оборота автобуса:
- время стоянки на промежуточных остановках, =20сек.
- количество промежуточных остановок в прямом и обратном направлениях, =8;
- время стояния на светофорах, =20с.;
- количество светофоров на маршруте в прямом и обратном направлениях.
-время стоянки на конечных остановках, = 90 сек.
Таблица 4 Вместимость, постоянные и переменные расходы некоторых марок автобусов.
Модель автобуса |
Вместимость, чел. |
G перемен. |
Gпост. |
|
ПАЗ-672 |
45 |
8,53 |
1,74 |
|
КАВЗ-3300 |
60 |
11,53 |
2,03 |
|
ИКАРУС-556 |
80 |
12,82 |
2,17 |
Сравним эффективность использования выбранных типов автобусов, для этого:1)строим диаграммы по часам суток расчетных значений пассажиропотока в прямом и обратном направлениях:
Рис.1. Пассажиропоток по часам суток в прямом направлении
Рис.2. Пассажиропоток по часам суток в обратном направлении
Рис.3. Общий пассажиропоток на маршруте по часам суток
2) Рассчитываем количество автобусов на маршруте на расчетный час по формуле :
Где -Количество автобусов на маршруте;
-пассажиропоток для определенного времени суток;
-Вместимость автобуса;
-время оборота автобуса, час.
Направление А-Б:
При qmin=45:
При qср=60:
При qmax=80:
Аналогичным путем рассчитываем количество автобусов в обратном направлении (Б-А). Результаты расчетов сводим в таблице 6.
Таблица 5 Изменение потребного числа автобусов с разной вместимостью по часам суток
Часы суток |
Qчел, А-Б |
Ам,А-Б,Тоб=0,57 |
Qчел, Б-А |
Ам,Б-А,Тоб=0,57 |
|||||
45 |
60 |
80 |
45 |
60 |
80 |
||||
6-7 |
380 |
5 |
4 |
3 |
475 |
6 |
4 |
3 |
|
7-8 |
1140 |
14 |
11 |
8 |
665 |
8 |
6 |
5 |
|
8-9 |
950 |
12 |
9 |
7 |
950 |
12 |
9 |
7 |
|
9-10 |
855 |
11 |
8 |
6 |
760 |
10 |
7 |
5 |
|
10-11 |
475 |
6 |
4 |
3 |
665 |
8 |
6 |
5 |
|
11-12 |
285 |
4 |
3 |
2 |
570 |
7 |
5 |
4 |
|
12-13 |
285 |
4 |
3 |
2 |
475 |
6 |
4 |
3 |
|
13-14 |
380 |
5 |
4 |
3 |
475 |
6 |
4 |
3 |
|
14-15 |
475 |
6 |
4 |
3 |
760 |
10 |
7 |
5 |
|
15-16 |
570 |
7 |
5 |
4 |
855 |
11 |
8 |
6 |
|
16-17 |
950 |
12 |
9 |
7 |
950 |
12 |
9 |
7 |
|
17-18 |
1140 |
14 |
11 |
8 |
855 |
11 |
8 |
6 |
|
18-19 |
570 |
7 |
5 |
4 |
475 |
6 |
4 |
3 |
|
19-20 |
380 |
5 |
4 |
3 |
285 |
4 |
3 |
2 |
|
20-21 |
380 |
5 |
4 |
3 |
285 |
4 |
3 |
2 |
|
21-22 |
285 |
4 |
3 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Рассчитываем изменение потребного количества автобусов на маршруте по часам суток при общем пассажиропотоке (таблица 6а)
Таблица 6 Изменение потребного количества автобусов на маршруте по часам суток при общем пассажиропотоке
Часы суток |
Qчел |
Qmin=45 |
Qcp=60 |
Qmax=80 |
|
6-7 |
855 |
11 |
8 |
6 |
|
7-8 |
1805 |
23 |
17 |
13 |
|
8-9 |
1900 |
24 |
18 |
14 |
|
9-10 |
1615 |
20 |
15 |
11 |
|
10-11 |
1140 |
14 |
11 |
8 |
|
11-12 |
855 |
11 |
8 |
6 |
|
12-13 |
760 |
9 |
7 |
5 |
|
13-14 |
855 |
11 |
8 |
6 |
|
14-15 |
1235 |
16 |
11 |
8 |
|
15-16 |
1425 |
18 |
13 |
10 |
|
16-17 |
1900 |
24 |
18 |
13 |
|
17-18 |
1995 |
25 |
19 |
14 |
|
18-19 |
1045 |
13 |
9 |
7 |
|
19-20 |
665 |
8 |
6 |
4 |
|
20-21 |
665 |
8 |
6 |
4 |
|
21-22 |
285 |
4 |
3 |
2 |
3) Определим диапазон изменений необходимого состава автобусов, максимальные и минимальные значения:
v А-Б: минимальное значение автобусов при условно большой вместимости в период наибольшего спада пассажиропотока равно 2; максимальное значение при условно малой вместимости автобуса в «час-пик» равно 14.
v Б-А: минимальное значение автобусов при условно большой вместимости в период наибольшего спада пассажиропотока равно 2; максимальное значение при условно малой вместимости автобуса в «час-пик» равно 7.
4) Формируем шкалу числа требуемых автобусов и соответствующие интервалы движения на маршруте:
где, - интервал движения (мин)
-время оборота автобуса (мин)
-количество автобусов.
Таблица 7 Интервал движения автобусов в прямом направлении по часам суток
Часы суток |
Iдв, мин |
Ам, min=45 |
Ам,ср=60 |
Ам,max=80 |
|
6-7 |
11,5 |
5 |
4 |
3 |
|
7-8 |
4,3 |
14 |
11 |
8 |
|
8-9 |
4,9 |
12 |
9 |
7 |
|
9-10 |
5,7 |
11 |
8 |
6 |
|
10-11 |
11,4 |
6 |
4 |
3 |
|
11-12 |
17,2 |
4 |
3 |
2 |
|
12-13 |
17,2 |
4 |
3 |
2 |
|
13-14 |
11,4 |
5 |
4 |
3 |
|
14-15 |
11,4 |
6 |
4 |
3 |
|
15-16 |
8,6 |
7 |
5 |
4 |
|
16-17 |
4,9 |
12 |
9 |
7 |
|
17-18 |
4,3 |
14 |
11 |
8 |
|
18-19 |
8,6 |
7 |
5 |
4 |
|
19-20 |
11,4 |
5 |
4 |
3 |
|
20-21 |
44,4 |
5 |
4 |
3 |
|
21-22 |
17,2 |
4 |
3 |
2 |
Таблица 7а Интервал движения автобусов в обратном направлении по часам суток
Часы суток |
Iдв, мин |
Ам, min=45 |
Ам,ср=60 |
Ам,max=80 |
|
6-7 |
11,4 |
6 |
4 |
3 |
|
7-8 |
6,8 |
8 |
6 |
5 |
|
8-9 |
4,9 |
12 |
9 |
7 |
|
9-10 |
6,8 |
10 |
7 |
5 |
|
10-11 |
6,8 |
8 |
6 |
5 |
|
11-12 |
8,6 |
7 |
5 |
4 |
|
12-13 |
11,4 |
6 |
4 |
3 |
|
13-14 |
11,4 |
6 |
4 |
3 |
|
14-15 |
6,8 |
10 |
7 |
5 |
|
15-16 |
5,7 |
11 |
8 |
6 |
|
16-17 |
4,9 |
12 |
9 |
7 |
|
17-18 |
5,7 |
11 |
8 |
6 |
|
18-19 |
11,4 |
6 |
4 |
3 |
|
19-20 |
17,2 |
4 |
3 |
2 |
|
20-21 |
17,2 |
4 |
3 |
2 |
|
21-22 |
- |
- |
- |
- |
Выбор транспортной единицы осуществлялся в результате сравнения степени наполнения автобусов и себестоимости перевозки автобусов с разной степенью вместимости. Себестоимость рассчитывается по формуле
где, С - себестоимость перевозки, коп/10 пассажир.-км;
- переменны расходы на 1км пробега;
- средняя скорость эксплуатационная, км/ч;
-постоянные расходы на 1 ав.-час работы. Коп.;
-Вместимость автобуса;
-коэффициент использования автобусов;
-коэффициент наполнения автобусов (1;0,8;0,6;0,4;0,2)
Где - длина пробега оборотного рейса,м;
- длина нулевого пробега от маршрута до автобазы и обратно,=10000м.
Данные о постоянных и переменных расходах на работу автобусов приведены в таблице 4.
При =1:
При :
При=0,6:
При=0,4:
При=0,2:
Себестоимость работы автобусов с разной вместимостью отобразим в таблице 8:
Таблица 8 Изменение себестоимости перевозки в автобусах с разной степенью вместимости
Коэффициент наполнения |
Себестоимость работы автобусов с разной вместимостью |
|||
Qmin=45 |
Qср=60 |
Qmax=80 |
||
1 |
0,37 |
0,37 |
0,31 |
|
0,8 |
0,46 |
0,47 |
0,39 |
|
0,6 |
0,61 |
0,62 |
0,52 |
|
0,4 |
0,92 |
0,93 |
0,77 |
|
0,2 |
1,85 |
1,87 |
1,56 |
|
Среднее |
0,84 |
0,85 |
0,71 |
Необходимо рассчитать почасовой коэффициент наполнения по формуле:
Где -часовой пассажиропоток, чел./час;
-время оборота автобуса, ч.;
-вместимость автобуса, чел. На 1 автобус;
-количество автобусов.
Направление А-Б:
При :
При :
При :
Направление Б-А
При :
При :
При :
Результаты расчетов приведены в таблице 9
Таблица 9 Почасовой коэффициент наполнения
Часы суток |
Qчел А-Б |
А-Б |
Qчел Б-А |
Б-А |
|||||
При qmin |
При qср |
При q max |
При qmin |
При qср |
При qmax |
||||
6-7 |
380 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
475 |
1,003 |
1,12 |
1,12 |
|
7-8 |
1140 |
1,03 |
0,98 |
1,01 |
665 |
1,05 |
1,05 |
0,94 |
|
8-9 |
950 |
1,002 |
1,002 |
0,96 |
950 |
1,002 |
1,002 |
0,96 |
|
9-10 |
855 |
0,98 |
1,01 |
1,01 |
760 |
0,96 |
1,03 |
1,08 |
|
10-11 |
475 |
1,003 |
1,12 |
1,12 |
665 |
1,05 |
1,05 |
0,94 |
|
11-12 |
285 |
0,9 |
0,9 |
1,01 |
570 |
1,03 |
1,08 |
1,01 |
|
12-13 |
285 |
0,9 |
0,9 |
1,01 |
475 |
1,003 |
1,12 |
1,12 |
|
13-14 |
380 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
475 |
1,003 |
1,12 |
1,12 |
|
14-15 |
475 |
1,003 |
1,12 |
1,12 |
760 |
0,96 |
1,03 |
1,08 |
|
15-16 |
570 |
,03 |
1,08 |
1,01 |
855 |
0,98 |
1,01 |
1,01 |
|
16-17 |
950 |
1,002 |
1,002 |
0,96 |
950 |
1,002 |
1,002 |
0,96 |
|
17-18 |
1140 |
1,03 |
0,98 |
1,01 |
855 |
0,98 |
1,01 |
1,01 |
|
18-19 |
570 |
1,03 |
1,08 |
1,01 |
475 |
1,003 |
1,12 |
1,12 |
|
19-20 |
380 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
285 |
0,9 |
0,9 |
1,01 |
|
20-21 |
380 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
285 |
0,9 |
009 |
1,01 |
|
21-22 |
285 |
0,9 |
0,9 |
1,01 |
- |
||||
Средне взвешенная |
0,96 |
0,91 |
0,98 |
0,92 |
0,96 |
0,96 |
Результаты расчетов приведены в таблице 10.
Таблица 10 Себестоимость работы автобусов с различной вместимостью
Показатели |
А-Б |
Б-А |
|||||
45 |
60 |
80 |
45 |
60 |
80 |
||
Средневзвешенная |
0,96 |
0,91 |
0,98 |
0,979 |
0,984 |
0,969 |
|
Себестоимость |
0,41 |
0,38 |
0,32 |
0,40 |
0,39 |
0,32 |
Вывод: Минимальные затраты на перевозку у ИКАРУС-556 с вместимостью 80 человек равны 0,32 коп. на 10 пасс.-км. В прямом направлении и в обратном направлении 0,32 коп.
- Введение
- 1. Составление схемы и описания маршрута автобуса
- 1.1 Схема маршрута
- 1.2 Расстояние между остановочными пунктами и пассажиропоток
- 1.3 Расчет скоростей на маршруте
- 2. Определение типов и количества автобусов на маршруте
- 3. Организация мероприятий по улучшению работы автобусов в городе
- Заключение
- Классификация городских автобусных маршрутов
- 14. Разработка Маршрута Экскурсии
- Разработка маршрута экскурсии.
- 41. Автобусный маршрут: определение и классификация.
- Разработка маршрута экскурсии.
- Тема 4. Разработка маршрута автобусной экскурсии по туристскому центру
- 14.Порядок открытия и закрытия автобусных маршрутов. Паспорт автобусного маршрута.
- 7.3.Обследование автобусных маршрутов.