1.2 Нормативно-правовые основы деятельности автотранспортных предприятий
Государственная транспортная политика Российской Федерации предусматривает активное государственное регулирование деятельности автотранспортных предприятий по формированию и функционированию рынка транспортных услуг. Регулирование осуществляется путем лицензирования перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом и решения вопросов по обеспечению безопасности дорожного движения. Основной нормативной базой являются нормативные документы. Законодательство об организации дорожного движения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ФЗ «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг)» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.05.2006 N 338, от 09.07.2007 N 437, от 10.04.2008 N 258, от 20.05.2008 N 377, от 17.03.2009 N 236, от 29.10.2009 N 864, от 22.04.2010 N 278, от 12.10.2010 N 828, от 21.12.2010 N 1076, с изм., внесенными распоряжениями Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р, от 21.04.2006 N 553-р, Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2009 N 1035, от 22.12.2010 N 1088), Федеральный закон от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»; статьи Гражданского кодекса Российской Федерации в части, касающейся вопросов городского пассажирского транспорта; Федеральный закон ОТ 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ), Устав автомобильного транспорта; Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности»; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ»; Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; Закон «О безопасности дорожного движения»; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»; Закон «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; Приказ «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте»; Приказ № 27 от 09.03.1995 г. « Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов»; Приказ Минтранса № 15 от 30.03.1994 г. «Об утверждении требований об обеспечении безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте»; Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, «Автомобильные средства. Требования к техническому состоянию по условиям БД. Методы проверки»; Положение о техобслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта; постановление Госкомстата «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы автомобилей и других транспортных средств»; постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей»; Правила перевозки грузов автомобильным транспортом; Правила перевозки опасных грузов; Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами; Приказ Минтранса Российской Федерации «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом»; Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта (утверждено совместным Приказом Минтранса и Минтруда РФ; Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ; Таможенный кодекс РФ.
В целях формирования единой политики и совершенствования нормативной правовой базы по вопросам квалификации специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, были приняты Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено императивной нормой (п. 4 ст. 2 Закона).
Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона), которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется (ст. 12 Закона).
Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении этого имущества важнейшее вещное право - право собственности. Унитарному предприятию указанное имуще¬ство принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оперативного управления (п. 2 ст. ИЗ ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона).
Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, согласовывает его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам (ст. 20 Закона).
Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона).
Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица сформулированы в статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной статьей в отношении унитарных предприятий установле¬ны некоторые ограничения. Закон об унитарных предприятиях на этих ограничениях внимание не акцентирует.
Статьей 49 ГК РФ, в частности, установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Таким образом, унитарные предприятия могут обладать гражданскими правами только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы.
Следующая норма ГК РФ (пункт 2 статьи 49) распространяется на унитарные предприятия с учетом указанного ограничения: юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.
Целесообразно напомнить также нормы статьи 173 ГК РФ, в соответствии с которой сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
Таким образом, государственный или муниципальный орган, создавший унитарное предприятие, имеет право потребовать признания недействительности сделки, совершенной в противоречии с целями, для достижения которых создано предприятие. Учитывая неопределенность приведенной формулировки, можно заключить, что права учредителя по признанию сделки недействительной могут быть весьма широкими и, следовательно, интересы кредиторов предприятия могут быть существенно ущемлены (с учетом последствий, которые несет признание сделки недействительной).
Унитарное предприятие считается созданным как Юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63).
Особенности, о которых идет речь в данном пункте (статья 10 Закона), сводятся к точному указанию перечня документов, представляемых унитарным предприятием для государственной регистрации.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Таким образом, для унитарных предприятий, осуществляющих лицензируемую деятельность, законодательством исключений не делается.
Статьей 49 ГК РФ (пункт 3) установлено, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Отметим, что значительная часть видов деятельности, которые могут осуществляться унитарным предприятием (при достижении целей, для которых предприятие создано), подпадает под этот перечень.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В отношении создания филиалов и представительств самостоятельность унитарных предприятий существенно ограничена: в соответствии со статьей 5 Закона об унитарных предприятиях предприятие может создавать филиалы и открывать представительства только по согласованию с собственником его имущества. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года № 940 установлено, что открытие филиалов и представительств согласовывается с федеральным органом исполнительной власти.
Статья 7 Закона об унитарных предприятиях регулирует ответственность унитарного предприятия. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Это означает, что в общем случае имущество унитарного предприятия не может быть использовано в целях, отличных от тех, для выполнения которых оно создано. Проще говоря, орган государственного или муниципального управления не имеет права требовать от созданного им унитарного предприятия денежных средств или иного имущества для погашения своих обязательств или иных специфических целей (например, для ликвидации кассового разрыва).
Подчеркнем, что речь идет не об имуществе, принадлежащем унитарному предприятию на праве собственности, а об имуществе, находящемся в унитарном предприятии на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Таким образом, фактически унитарное предприятие может на свой риск осуществлять предпринимательскую деятельность, но ответственность по рискованным операциям возмещается за счет имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности.
С другой стороны, собственники имущества унитарных предприятий несут весьма ограниченную ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия. Такая ответственность может наступить только в случае, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. При этом на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия только при недостаточности имущества предприятия.
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методические и нормативно-правовые основы государственного регулирования транспортной сферой
- 1.1 Государственное управление транспортной системой
- 1.2 Нормативно-правовые основы деятельности автотранспортных предприятий
- 1.3 Механизм государственного регулирования транспортной системы в России
- Глава 2 Анализ современного состояния и проблемы функционирования городского пассажирского транспорта в республике Марий Эл
- 2.1 Анализ состояния транспортной системы Республики Марий Эл
- 2.2 Оценка организационной структуры и хозяйственной деятельности муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» муниципального образования «Город Йошкар-Ола»
- 2.3 Потенциальные возможности и угрозы деятельности Муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт»
- 3 Повышение эффективности деятельности муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» муниципального образования «Город Йошкар-Ола»
- Основные направления совершенствования функционирования деятельности муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт»
- Список использованных источников