logo
Глава 1

2.3 Потенциальные возможности и угрозы деятельности Муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт»

В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т.д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию. Технология SWOT-анализа, как ее чаще всего отражают в учебной и специальной литературе, заключается в характеристике:

Факторы сводятся в таблицу; по значимости, как правило, не ранжируются.

Только на первый взгляд SWOT-анализ может освоить любой начинающий аналитик (не требуется знаний математики, теории вероятности, статистики и т.д.). На самом деле здесь нужны системные экономические знания, опыт и интуиция. В научной литературе содержание SWOT-анализа предполагает в дополнение к двум вышеназванным моментам (внутренняя, внешняя среда) и составление матрицы SWOT-анализа. Имеются и другие модификации. Развитие теории анализа и антикризисного управления требует совершенствования SWOT-анализа [15,c. 78].

Цель SWOT-анализа МП «ТТ» заключается в выявлении и структурировании сильных, слабых сторон, потенциальных возможностей и угроз деятельности предприятия, а также создании на основе этих факторов стратегии развития муниципального предприятия «ТТ».

Матрица SWOT-анализа муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» проиллюстрирована на рисунке 3.

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. одно из самых крупных транспортных предприятий по перевозке пассажиров

  2. широкий спектр предоставляемых услуг

  3. развитая производственно-техническая база

  4. хорошо организованная работа всех служб

  5. ежедневная перевозка около 400 тыс. пассажиров (более 70% от общегородских пассажирских перевозок), из них 251 тысяча пассажиров, имеющих право бесплатного проезда.

  1. Старый подвижной состав

  2. Отсутствие четкого федерального и регионального законодательства в сфере транспортного обслуживания

  3. Систематическое снижение параметров социальных перевозок, утверждаемых Минпромтрансом РМЭ

Возможности

Угрозы

  1. использование финансовых и маркетинговых инструментов

  2. разработка стратегии и проектов развития с опорой на сильные стороны

  3. получение инвестиций извне за счет повышения инвестиционной привлекательности

  1. увеличение альтернативных видов перевозки пассажиров

  2. полное отсутствие бюджетного финансирования

  3. сокращение доходной базы

Рисунок 3- Матрица SWOT-анализа МП «ТТ»

Проблемы, которые существуют на сегодняшний день:

1. Убыточность   МП «Троллейбусный транспорт» по причине увеличения цен на энергоносители, топливо, комплектующие;

2. Старый подвижной состав основного перевозчика МП «Троллейбусный транспорт». Обновление подвижного состава не проводится ввиду отсутствия собственных средств на приобретение троллейбусов, а  также отсутствие бюджетного финансирования;

3. Отсутствие четкого федерального и регионального законодательства в сфере транспортного обслуживания:

- на сегодняшний день из регионального законодательства исчезло понятие пригородного троллейбусного маршрута - на данный момент все троллейбусные маршруты являются городскими, даже те, которые заходят на территорию Медведевского района (№ 8, 9, 12). Фактически администрация города Йошкар-Олы занимается транспортными перевозками на территории другого муниципального образования, обслуживая социальных льготников Медведевского района, без предоставления дотаций.

- упразднена процедура формирования сети пригородных маршрутов, проходящих по территории города Йошкар-Олы, а также сети социальных маршрутов. Ранее все пригородные и междугородние маршруты регулярного сообщения, проходящие по территории муниципалитета, проходили согласование в администрации города Йошкар-Олы, а также ежегодно по предложению администрации города формировался государственный заказ на выполнение социальных перевозок;

4. Систематическое снижение параметров социальных перевозок, утверждаемых Минпромтрансом РМЭ. Особенно в части времени работы социальных (льготных) маршрутов (время окончания работы маршрутов, интервальность движения).

5. В 2010 году Минпромтрансом РМЭ были проведены конкурсы на транспортное обслуживание по регулярным маршрутам, не включенным в государственный заказ (коммерческие маршруты), с привлечением транспортных средств большей вместимости без уменьшения общего количества транспортных средств.

Таким образом, в связи с этим увеличилась нагрузка на транспортную инфраструктуру города Йошкар-Олы – наблюдается увеличение количества пробок в «часы пик». Ведется переписка с Минпромтрансом РМЭ по приведению регламентирующих параметров перевозки пассажиров с учетом пассажиропотока и напряженности маршрутной сети.