Классификация грузовых станций
Для выполнения грузовых и коммерческих операций железные дороги располагают погрузочно-разгрузочными машинами и устройствами, складами тарно-штучных, тяжеловесных, сыпучих грузов, контейнерными пунктами, повышенными путями и разгрузочными эстакадами, сортировочными платформами, устройствами для обслуживания перевозок скоропортящихся грузов, живности, весовым хозяйством, товарными конторами, грузовыми вагонами различных типов и др. Все технические средства грузового хозяйства преимущественно сконцентрированы в грузовых дворах, которые находятся на станциях.
Термин грузовой двор появился давно, он соответствовал низкому техническому и технологическому уровню работ в грузовом хозяйстве. Интенсивное внедрение средств механизации и автоматизации в практику грузовой работы позволяет пересмотреть существующие понятия и термины. Это, в частности, относится к термину грузовой двор.
Современный крупный грузовой двор или контейнерный терминал представляют собой хорошо организованные, четко функционирующие производственные объекты грузовой станции. Они оснащены высокопроизводительными и совершенными средствами механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, вычислительной техникой. На базе современных компьютеров создаются автоматизированные системы управления, которые в будущем будут развиваться в гибкие автоматизированные производства. Все это дает основание термин грузовой двор заменить термином транспортно-складской комплекс (ТСК). Он в полной мере отвечает современному уровню технического оснащения и технологии этого подразделения грузовой станции. Элементами ТСК являются механизированные и автоматизированные складские системы.
Грузовая станция состоит из транспортно-складского комплекса, технического парка с приемо-отправочными, сортировочными и вытяжными путями, иногда горкой или полугоркой. На грузовой станции также размещены техническая контора, помещения дежурного по станции и маневрового диспетчера, пункты технического обслуживания вагонов и др. К грузовым станциям примыкают подъездные пути.
Наиболее существенными признаками для классификации грузовых станций служат характер и объем работы, схема путевого развития.
По характеру выполняемых операций грузовые станции разделяются на погрузочные, выгрузочные, погрузочно-выгрузочные и перегрузочные.
На погрузочных станциях погрузка значительно преобладает над выгрузкой. Обычно они обслуживают крупные предприятия добывающей промышленности, специализированные базы и склады, агропромышленные комплексы, лесоразработки; к ним примыкают подъездные пути шахт, карьеров, рудников, горфопредприятий, элеваторов, лесопромышленных комплексов и нефтеперерабатывающих заводов, на которые нефть поступает нефтепроводами.
Выгрузочные станции, где выгрузка значительно преобладает над погрузкой, обслуживают крупные промышленно-административные центры с развитой обрабатывающей промышленностью: машиностроением, легкой, пищевой и химической, металлургической и др. Сюда в значительном количестве поступает (преимущественно на производственные пути) сырье, топливо, материалы и отправляется в меньших объемах готовая продукция.
Погрузочно-выгрузочные станции (объем погрузки и выгрузки примерно одинаков) обслуживают крупные промышленные центры и районы с развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью, а также предприятия нефтехимии, если сырье доставляется в их адрес по железной дороге.
Перегрузочные станции могут быть портовыми, если располагаются в пунктах стыка железнодорожного и водного транспорта, или пограничными, если располагаются в пунктах стыка отечественной и зарубежной колеи. К перегрузочным станциям можно отнести пункты примыкания широкой и узкой колеи. Основное назначение перегрузочных станций — перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и координация их работы.
На грузовых станциях выполняют следующие операции:
технические — расформирование и формирование поездов, подача и уборка вагонов на грузовых фронтах, обработка составов по прибытию и отправлению;
коммерческие — прием, выдача и взвешивание грузов, оформление перевозочных документов, исчисление провозных плат и расчеты с отправителями и получателями, розыск грузов, финансовая и кассовая отчетность;
грузовые — погрузка, выгрузка, перегрузка и сортировка.
В отдельных случаях на грузовых станциях дезинфицируют и промывают вагоны и выполняют другие операции.
Помимо грузовых станций, расположенных на магистральных железных дорогах, при необходимости в крупных городах создают городские товарные станции. Если они имеют те же права, что и линейная железнодорожная станция, выполняя операции по приему и выдаче грузов, то включаются в прямое железнодорожное или прямое смешанное сообщение.
В зависимости от объема работы грузовые станции, как и все другие железнодорожные станции, подразделяют на шесть классов:
внеклассные, I, II, III, IV, V класса.
Схема грузовой станции зависит от объема и характера работы, наличия свободной территории, географического размещения предприятий и подъездных путей, автоподъездов и типа грузового двора.
Станции могут быть сквозными и тупиковыми.
Станции, обслуживающие крупные административно-промышленные центры, проектируют преимущественно тупиковыми, а участковые и промежуточные — сквозными.
- Лекция 3 (4-5 нед.) «Концентрация и технические средства грузовой и коммерческой работы»
- Учебная, учебно-методическая, научная, справочная и нормативная литература
- 1. Концентрация грузовой работы. Прогнозирование грузовой работы.
- Классификация грузовых станций
- 2. Транспортно-складские комплексы и грузовые фронты.
- 3. Технические средства измерения массы, объёма перевозимых грузов. Классификация весов. Устройства весов. Автоматизация измерения массы, объема и кубатуры.
- Автоматизация измерения массы, объема и кубатуры грузов