logo
65

4 Система диспетчеризации городского транспорта (сдгт)

Система диспетчеризации городского транспорта (СДГТ) создается в городе Одесса для повышения качества, оперативности и обоснованности принимаемых решений, для объективного контроля за движением городского транспорта и информационного обслуживанияслужб управления городским транспортом.

Структурно система ориентирована на службы, заинтересованные в оперативном слежении за подвижными объектами общественного городского автобусного, трамвайного, троллейбусного, специального транспорта.

Особенностью данной системы должны стать: высокая надежность, непрерывность работы, повышенная точность контроля за соблюдением графика движения.

Основной критерий выбора варианта системы базировался на минимальной стоимости оборудования, эксплуатационных затратах, высокой надежности, эффективности и быстрой окупаемости.

Предпроектные исследования движения городского маршрутного транспорта проводились с помощью комплектов аппаратуры “GPS-Logbook” и “GSM-GPS-Logger”, используемых в коммерческих задачах.

Комплект аппаратуры “GPS-Logbook” состоит из GPS-прибора и контроллера для записи данных местоположения транспортного средства (ТС). Контроллер имеет специальное программное обеспечение для настройки параметров функционирования.

Комплект аппаратуры “GPS-Logbook” устанавливался на транспортные средства для получения данных реального движения на маршруте. Обработка данных проводилась после снятия комплекта аппаратуры с транспортного средства.

Комплект аппаратуры “GSM-GPS-Logger” состоит из GPS-прибора, контроллера, GSM-модема для передачи данных местоположения в реальном масштабе времени на диспетчерский центр. Комплект аппаратуры диспетчерского центра состоит из контроллера, GSM-модема для приема данных местоположения в реальном масштабе времени.

Анализ данных движения ТС проводился с помощью программного комплекса ESRI ArcView 3.2a с расширениями ArcView Tracking Analyst и ArcView Network Analyst с использованием цифровой карты М 1:5000 города.

Обработка и анализ данных показал:

Для системы диспетчеризации городского транспорта был выбран вариант, основанный на контроле прохождения транспортных средств определенных пунктов на маршруте движения, получивших название “пикет”.

Структурно система состоит из следующих подсистем:

Мобильный комплект обеспечивает связь с ДЦ через пикет по среде передачи данных. Связь с пикетом реализуется по маломощному радиоканалу.

Стационарный комплект (СК, “пикет”) обеспечивает прием данных от находящихся в зоне регистрации ТС, обработку информации и передачи ее по среде передачи данных на диспетчерский центр.

Диспетчерский центр, функционирует на АРМ, подключенном к локальной вычислительной сети, роутера; специализированное программное обеспечение, обеспечивающее подготовку отчетных документов работы городского транспорта.

Система обеспечивает, выполнение следующих функций:

Система должна обеспечивать:

Диспетчерский центр может быть расположен в любой точке города.

Пикеты располагаются в светофорных объектах.

Базовая станция диспетчерского центра обеспечивает сбор информации с “пикетов”, хранение принятой информации не менее 30 дней с момента события в оперативном архиве и 1 год в архиве на CD дисках, круглосуточную автоматическую работу, нормальное функционирование при нештатном отключении и последующем восстановлении питания комплекса.

Система диспетчеризации городского транспорта будет способствовать решению трех групп задач:

  1. управление инфраструктурой и ее развитие;

  2. управление парком подвижных средств и логистика;

  3. управление движением.

При развитии системы по этим трем направлениям станут возможны решения задач моделирования, использующие данные всех трех групп, задачи конкурентного анализа с учетом демографии, задачи взаимодействия с другими видами транспорта, задачи планирования и анализа маршрутной сети, диспетчеризации, слежением за ТС, увязка расписаний с другими видами транспорта, описи оборудования на остановках и конечных пунктах, поддержка эксплуатации систем энергоснабжения, сигнализации и связи, составление и анализ отчетов по ДТП, демографический анализ, анализ пассажиропотоков и реструктурирование маршрутов.

Важной особенностью системы в этих применениях является то, что во всех них используется единая программная и информационная основа ГИС, относительно мало зависящая от аппаратных средств.