6 Прочие асду, применяемые в странах снг
Одной из полуавтоматизированных систем контроля и управления движением является система "Дистон". Она предназначена для связи диспетчеров ЦДС с водителями маршрутных автобусов и состоит из усилительных, коммутативных устройств, катушек индуктивности и проводной линии связи. В ЦДС устанавливают шкаф связи и пульт управления, обеспечивающие связь с контрольными пунктами на маршрутах, которые размещаются на конечных и некоторых промежуточных остановках. Такая система позволяет сократить число линейных диспетчеров, оперативно устранять отклонения от расписания движения автобусов, снизить наполнение автобусов в часы пик, рационально распределять автобусы по маршрутам, улучшить качество и культуру обслуживания пассажиров.
Передача информации с помощью электрической составляющей электромагнитного поля реализована в системе НЭЖАН, разработанной конструкторским бюро "Трансавтоматика" (г.Нальчик). Система предназначена для контроля и оперативного управления движением городских и пригородных автобусов в средних и малых городах с населением до 500 тысяч человек.
В процессе функционирования система обеспечивает двустороннюю телефонную связь водителей автобусов с диспетчерами ЦДС, принимает и запоминает отметки (гаражные номера) от ПЕ, формирует и передаёт водителям подтверждение приёма отметки, выдаёт на экраны дисплеев диспетчерских пультов знак и величину отклонения от заданного расписания любого автобуса, находящегося на маршруте. Кроме оперативного диспетчерского управления система обеспечивает ежедневную статистическую обработку результатов работы пассажирского транспорта за сутки с регистрацией этих данных на перфоленте и распечатке отчётных, суточных документов на бланке. Система может обслуживать 54 КП при максимальном удалении любого из них от ЦДС до 15 км. Наибольшее количество автобусов, находящихся на маршрутах, не должно превышать 300 единиц. К недостатком системы НЭЖАН можно отнести следующее:
- из процесса контроля движения водитель полностью не исключён, так как съём информации с ПЕ является полуавтоматическим;
- информация на КП может считываться только с одной ПЕ, что не позволяет использовать систему на крупных пассажирообразующих пунктах;
- для передачи дискретной информации "УКП - ЭВМ" и речевой связи "водитель-диспетчер" используются две некоммутируемые линии связи НС;
- область применения системы ограничена движением автобусов, никакой связи с технической службой АТП нет. В системе НЭЖАН-300 впервые была реализована возможность оперативного введения допуска по инициативе диспетчера с учетом конкретных условий. Разумеется, такие действия диспетчера должны быть строго регламентированы и фиксироваться в компьютерном отчете о его работе.
НИИ “Мосгортранс” разработало АСУ АП "Рейс". Работа системы основана на оперативном контроле местоположения автобусов и управление их движением, которые осуществляются путём периодической передачи цифровых данных с ПЕ в ЦУ, обработки их в ЭВМ и передачи управляющих сигналов на ПЕ. Для определения координат ПЕ (для их привязки к соответствующим точкам маршрутов) используются радиомаяки - ответчики, располагаемые вдоль маршрутов. По функциональным и техническим характеристикам данная система полностью соответствует требованиям АСУ АП второго поколения, однако стоимость оборудования, особенно устанавливаемого на ПЕ, в 8-10 раз превышает стоимость подобных серийных средств ПЕ, что является существенным недостатком.
Характеристика приведенных АСДУ представим в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Характеристика АСДУ
Системы | Показатели | |||
Обслуживаемое кол-во ПЕ | Принцип контроля за движением | Режимы сбора информации и управления | Основные используемые технические средства | |
"Дистон" | до 250 | Через УКП, оборудованные индуктивными датчиками связи с подвижным составом. Датчики соединены с ЦДС телефонными каналами. | Полуавтоматический, ручной | Индуктивные датчики, средства оргтехники |
НЭЖАН | 250-600 | Автоматический, полуавтоматический | Индуктивные датчики или УКВ-радиостанции, УКП и УПЕ, ЭВМ | |
АСДУ-А | 600-1000 | |||
АСУ “Рейс” | свыше 1000 | Избирательная периодическая радиосвязь | Автоматический, сочетание автоматического с полуавтоматическим | Двухканальные мобильные и стационарные УКВ-радиостанции, ЭВМ |
АСУ Интервал-2 | свыше 1000 | Передача сигнала о прохождении УКП подвижной единицей с использованием УКВ-связи | Полуавтоматический | Радиостанции на КП и ЦДС, радиомаячки на ПЕ |
АСУ-Навигация | до 5000 | Получение со спутников GPSкоординаты ПЕ на местности и передача ее в ЦДС с использованием УКВ-связи | Автоматический | УКВ-радиостанция, контроллер, модем, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS |
Продолжение таблицы 3.3
Системы | Показатели | |||
Обслуживаемое кол-во ПЕ | Принцип контроля за движением | Режимы сбора информации и управления | Основные используемые технические средства | |
Шкипер | свыше 1000 | Получение со спутников GPSкоординаты ПЕ на местности и передача ее в ЦДС с использованием сотовой связи | Автоматический | Комплект (модуль), устанавливаемый на ПЕ, регистраторы |
- 1 Автоматизированная система диспетчерского управления
- 2 Автоматизированная радионавигационная система диспетчерского управления пассажирским транспортом асу-навигация
- 3 Модернизированная система асу Интервал-2
- 4 Система диспетчеризации городского транспорта (сдгт)
- 5 Система контроля перемещения транспорта на базе gps - Шкипер
- 6 Прочие асду, применяемые в странах снг