Валы и шестерни
Любая коробка передач традиционного типа представляет собой набор расположенных в едином корпусе (называемом картером) и вращающихся вокруг параллельных осей валов с расположенными на них шестернями. Далее рассматривается трёхвальная коробка передач заднеприводного автомобиля классической компоновки с синхронизаторами и шестернями постоянного зацепления на передачах переднего хода и несинхронизированной скользящей шестернёй заднего хода. В таких механических КПП присутствуют три вала: первичный, вторичный, промежуточный. * Первичный (ведущий) вал через сцепление соединяется с маховиком двигателя. * Вторичный (ведомый) вал жёстко соединён с карданным валом, или в трэнсэкслах — непосредственно с главной передачей. * Промежуточный вал служит для передачи вращения от первичного вала к вторичному. Обычно, первичный и вторичный валы расположены один за другим, вторичный опирается при этом на подшипник, установленный в хвостовике первичного. Жёсткой связи они не имеют и вращаются независимо друг от друга. Промежуточный вал расположен обычно под первичным и вторичным. На валах находятся блоки шестерён. Чтобы уменьшить шумность работы, шестерни обычно делают косозубыми. На первичном валу находится одна шестерня, жёстко на нём закреплённая и служащая для передачи вращения промежуточному валу. На вторичном валу расположен блок шестерён, шестерни которого свободно вращаются на валу, но конструктивно их продольное перемещение исключено. Для включения передачи, они могут блокироваться на валу, начиная вращаться вместе с ним (см. ниже, раздел «Переключение передач»). Напротив каждой шестерни ведущего и ведомого валов расположены жёстко закреплённые на своём валу шестерни промежуточного вала, которые находятся с расположенными напротив шестернями ведущего и ведомого вала в постоянном зацеплении (то есть все шестерни в коробке передач всегда вращаются при движении автомобиля вперед). Так как единственная шестерня первичного вала также жёстко закреплена на своём валу, вращение с первичного вала на промежуточный передаётся всегда. Включение же нужной передачи происходит за счёт задействования нужной шестерни, расположенной на вторичном валу. Именно выбор нужной шестерни на вторичном валу и введение её в зацепление с этим валом и является, по сути, выбором нужной передачи.
- Трансмиссия Сцепление Сцепление и приводы управления сцеплением
- Приводы управления сцеплением.
- Назначение
- Основы устройства Принцип работы
- Сцепление
- Валы и шестерни
- Переключение передач
- Синхронизаторы
- Двухвальные коробки передач
- Синхронизированные и несинхронизированные мкпп
- Количество ступеней
- Повышающие передачи
- Планетарные коробки передач
- Механизмы переключения
- Раскладки переключения с напольным рычагом
- С подрулевым рычагом
- Эксплуатация мкпп (рекомендации)
- Преимущества и недостатки Преимущества
- Недостатки
- Распространение
- Полуавтоматические кпп
- Гидроэлектромеханические трансмиссии с ручным переключением
- Механические трансмиссии с автоматическим сцеплением
- Новые разработки