Механизмы переключения
В классической МКПП для выбора нужной передачи служит специальный рычаг, называемый рычагом переключения передач, или селектором. С его помощью в любой момент можно задействовать любую из имеющихся в коробке передач ступень (кроме ступени заднего хода, включать которую допустимо лишь после полной остановки автомобиля во избежание серьёзных поломок). Расположение рычага и система привода могут в значительной степени варьироваться в зависимости от модели автомобиля. * Рычаг может располагаться непосредственно на корпусе коробки передач (обычно сверху или сбоку), либо на специальном удлинителе. В этом случае все механизмы переключения расположены внутри корпуса коробки и рычаг непосредственно воздействует на ползуны с вилками переключения передач. Плюсы такой схемы — более чёткое переключение передач, меньший износ в процессе эксплуатации. Недостаток — из-за особенностей компоновки рычаг, расположенный на корпусе коробки, обычно оказывается сильно вынесен вперёд, что снижает удобство пользования им. Кроме того, такой привод непригоден для использования на большей части переднеприводных и всех заднемоторных автомобилях. На автомобиле ГАЗ-69 применялась трёхступенчатая МКПП, имеющая привод от рычага, непосредственно расположенного на боковой крышке (слева). Автомобиль «Волга» ГАЗ-24 и все последующие модели «Волга» имеют коробки передач с рычагом, расположенным на специальном удлинителе сверху. Микроавтобусы «РАФ», имеющие в основе агрегаты «Волги», на волговской МКПП имеют крышку другой конструкции, переносящей рычаг в переднюю часть КПП, что обусловлено полукапотным расположением двигателя. Заднеприводные автомобили ВАЗ имеют коробку передач с рычагом, размещённым на корпусе сверху, либо на специальном удлинителе. Автомобили «УАЗ» вагонной компоновки (микроавтобусы, "головастики") между рычагом КПП и самой коробкой передач имеют систему тяг и рычагов. * Рычаг может располагаться дистанционно (напольно, на рулевой колонке или на панели приборов) и связан с коробкой передач при помощи расположенных вне корпуса коробки тяг (назваемых обычно «кулисой»). Плюсы такого решения — удобное расположение рычага КПП, устранение вибрации рычага и практически полная свобода в компоновке автомобиля. Однако, привод тягами менее долговечен и со временем допускает разбалтывание, что требует регулировки или замены кулисы. Кроме того, чёткость переключения передач с таким механизмом переключения хуже, чем при непосредственном расположении рычага на корпусе КПП. * Также на некоторых моделях использовались (используются) пневматические или электромеханические системы привода. На легковых автомобилях особого распространения они не получили. Кроме того, существуют механические коробки передач с так называемым «секвентальным», то есть, последовательным (от англ. «сиквенс» — последовательность) переключением передач, у которых при помощи рычага-джойстика с двумя положениями — обычно, «+» и «—», или специальных «лепестков» на рулевой колонке передачи можно переключать только одну за другой. Как правило, управление сцеплением в таких системах автоматизировано. Они находят применение на некоторых спортивных автомобилях и мотоциклах.
- Трансмиссия Сцепление Сцепление и приводы управления сцеплением
- Приводы управления сцеплением.
- Назначение
- Основы устройства Принцип работы
- Сцепление
- Валы и шестерни
- Переключение передач
- Синхронизаторы
- Двухвальные коробки передач
- Синхронизированные и несинхронизированные мкпп
- Количество ступеней
- Повышающие передачи
- Планетарные коробки передач
- Механизмы переключения
- Раскладки переключения с напольным рычагом
- С подрулевым рычагом
- Эксплуатация мкпп (рекомендации)
- Преимущества и недостатки Преимущества
- Недостатки
- Распространение
- Полуавтоматические кпп
- Гидроэлектромеханические трансмиссии с ручным переключением
- Механические трансмиссии с автоматическим сцеплением
- Новые разработки