Введение
Актуальность. Сегодня математика выступает в качестве необходимого и вполне работоспособного инструмента, используемого для повышения эффективности результата в различных областях целенаправленной человеческой деятельности.
Центральной из таких областей является менеджмент и экономика. Решение многих управленческих и экономических задач строится на рассмотрении зависимостей интересующих нас величин от различных факторов.
В связи с тем, что именно функция показывает, как одна величина (фактор) зависит от другой, то функция на сегодняшний день стала одним из основных не только математических и общенаучных понятий, но и экономических в том числе.
К примеру, одной из важнейших проблем управления предприятиями в сложных условиях рынка на сегодняшний день стало умение найти своевременное оптимальное решение в связи с изменениями в экономической ситуации. Поиск подобных решений осуществляется, в том числе, с помощью методов экономико-математического моделирования. В рамках данной работы нас интересует именно оптимизационная модель, так как именно она состоит из целевой функции (критерия оптимальности и ограничений).
Все вышесказанное подчеркивает актуальность работы, ее теоретическую и практическую значимость.
Целью работы является раскрытие сущности аналитического исследования на оптимум функции одной переменной.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1). Раскрыть аналитическое понятие функции одной переменной, показать его эволюцию с момента возникновения до настоящего времени;
2). Дать детальную характеристику аналитическому исследованию на оптимум функции одной переменной:
3). Решить практическое задание – транспортную задачу.
Теоретические исследования проводились с использованием исторического метода, анализа и синтеза, с изучением и частичным цитированием научных и учебных источников.
Практическая часть работы осуществлялась последовательно – от закладки фундамента понимания сущности задач линейного программирования, в целом, и транспортной задачи, в частности (использовались такие методы научного познания, как анализ и наблюдение аналитических исследований, проведенных ранее, изучение различных типов и вариантов транспортных задач) до непосредственного решения задачи на основе полученных знаний, а также примеров решения аналогичных задач (задача была решена одним из 4 общеизвестных способов, оптимальность решения проверена с помощью метода потенциалов, также приведено решение в программе Exsel, осуществленное благодаря ее специальной надстройке - «Поиск решений»).
Курсовая работа имеет четкую, логически выстроенную структуру, состоит из трех глав – двух теоретических и одной – практической, каждая из которых, в свою очередь, имеет по три параграфа.
Первая глава «История развития понятия "функция"», посвящена зарождению понятия функции и его трансформации в сторону аналитического восприятия и выражения в виде математических формул. Глава построена на основе исторического повествования, и раскрывает три периода – античность, 17-начало 19 века, 19 век – настоящее время.
Во второй главе «Сущностная характеристика аналитического исследования на оптимум функции одной переменной» автором работы предпринята попытка раскрыть саму суть понятия «функции», ее аналитического выражения. Также в этой главе автор повествует о свойствах, присущих действительно оптимальному решению, типах проблем планирования и управления, которые разрешаются при помощи аналитических исследований функции одной переменной. Отдельно внимание обращено на экономико-математическую модель оптимизационной задачи.
Вся практическая наполненность и значимость работы сосредоточена в третьей главе «Практическая часть. Транспортная задача». Что есть задача линейного программирования и ее частный случай – транспортная задача, каков алгоритм ее решения, какие существуют методы решения транспортных задач – этому посвящены первые два параграфа данной главы. Заключительный параграф ставит своей целью поиск решения по условиям задачи, представленной автору работы для индивидуального выполнения.
Курсовая работа выполнена с четким соблюдением методических рекомендаций, в частности, перед ее выполнением детально изучены такие методические пособия как: «Темы курсовых работ и методические указания по их выполнению дисциплины «Экономические задачи на оптимум», «Математическая экономика. Учебно-методический комплекс»1. Также для написания работы использовались предложенные выше обозначенными методическими рекомендациями общие и специальные источники литературы, другие актуализированные источники учебной, научной и специальной литературы, сеть интернет.
- Оглавление
- 1. История развития понятия "функция"
- 2. Сущностная характеристика аналитического исследования на оптимум функции одной переменной
- 2.3. Экономико-математическая модель оптимизационной задачи.
- 3. Практическая часть. Транспортная задача.
- Введение
- 1. История развития понятия "функция"
- 1.1. Возникновение и формирование понятия «функция» (античность-17 век)
- 1.2. Аналитическое определение функции (17 – начало 19 века)
- 1.3. Классическое понятие функции и его трансформация (19 - 20 века)
- 2. Сущностная характеристика аналитического исследования на оптимум функции одной переменной
- 2.1.Функция и ее аналитическое (формульное) выражение
- 2.2. Свойства оптимального решения, типы проблем планирования и управления
- 2.2. Экономико-математическая модель оптимизационной задачи
- 3. Практическая часть. Транспортная задача.
- 3.1.Поиск оптимальных решений с помощью линейных транспортных задач
- 3.2. Алгоритм решения транспортной задачи9
- 3.3. Решение заданной транспортной задачи
- Заключение
- Список литературы