logo
Учебное пособие часть 2

4.6. Рабочие механизмы одноковшовых экскаваторов.

Основные механизмы экскаватора служат для получения рабочих движений ковша: подъема и напора. Доставка ковша к месту разгрузки осуществляется механизмом поворота. Эти механизмы устанавливаются на поворотной платформе (за исключением механизма напора карьерных экскаваторов с зубчато-реечной системой выдвижения рукояти, находящимся на стреле).

При выборе места расположения механизмов определяющим является необходимость осуществления наиболее простой кинематической связи с исполнительным органом, а также размещения наиболее тяжелых агрегатов в задней части платформы, за счет чего уменьшается масса противовеса.

Расположение главных механизмов на поворотной платформе у карьерных мехлопат характеризуется смещением мотор-генераторного преобразовательного агрегата 1, как наиболее тяжелого, в хвостовую часть поворотной платформы (см. рис. 4.9.).

Рис. 4.9. Расположение главных механизмов на поворотной платформе

экскаватора ЭКГ-8и

1 – четырехмашинный агрегат; 2 – сетевой асинхронный двигатель; 3 – генератор подъема; 4 – генератор поворота и хода; 5 – генератор напора; 6 – подъемная лебедка; 7 – механизм поворота; 8 – лебедка напора.

Четырехмашинный преобразовательный агрегат состоит из сетевого асинхронного двигателя 2 и соединенных с ним генераторов постоянного электрического тока, обеспечивающих питанием механизмы подъема ковша, поворота платформы, ходовой части экскаватора, напорной лебедки.

Подъемные лебедки с приводом 6 и механизмы поворота 7, кинематически связанные с поворотным венцом, располагаются в средней части платформы. Лебедка напора 8 с канатной системой выдвижения рукояти обычно размещается в передней части поворотной платформы.

Опорно-поворотные устройства экскаваторов состоят из поворотного механизма и опорного устройства (см. рис.4.10.).

Поворотный механизм служит для вращения платформы экскаватора при осуществлении рабочего движения или поворота на выгрузку. Карьерные экскаваторы имеют механизм поворота с индивидуальным приводом, состоящий из двух и более самостоятельных механизмов – агрегатов, работающих на один зубчатый венец.

Рис. 4.10. Схема опорно-поворотного устройства

1 – нижний круг катания; 2 – поворотная платформа; 3 – втулка;

4 – цапфа; 5 – каток; 6 – зубчатый венец; 7 – нижняя ходовая рама;

8 – роликовая обойма; 9 – опорно-поворотный круг.

Опорное устройство служит для восприятия вертикальных и горизонтальных составляющих нагрузок, действующих на поворотную платформу 2 и для обеспечения опирания поворотной платформы через опорно-поворотный круг 9 на раму 7 ходового устройства. Центральная цапфа 4 центрирует поворотную платформу относительно нижней рамы, а также воспринимает силы отрывающие платформу от опорного круга. Внутри центральной цапфы находится отверстие, через которое на поворотную платформу проходят электрокабели.