7. Цепные многоковшовые экскаваторы.
Цепной экскаватор – самоходная выемочно-погрузочная машина непрерывного действия на рельсовом или гусеничном ходу, с поворотной платформой. Цепные экскаваторы используются в основном для нижнего черпания, но могут применяться и для верхнего черпания.
Рис. 7.1. Схема многоковшового цепного экскаватора
1 – поворотная платформа; 2 – ковшовая рама; 3 – приводная звездочка;
4 – приемный желоб; 5 – отвальная консоль; 6 – шарнир;
Цепной экскаватор зачерпывает горную массу ковшами, укрепленными на бесконечной цепи, движущейся по ковшовой раме 2 и приводимой в движение приводной звездочкой 3. Двигаясь по забою снизу вверх (на рис.7.1. Vр– направление движения ковшовой цепи), ковши заполняются горной породой и транспортируют ее по приемному желобу 4 к приводной звездочке 3. Там ковши опрокидываются, и порода высыпается в бункер или на приемный промежуточный конвейер, с которого она поступает на конвейер отвальной консоли 5. Верхняя часть ковшовой рамы размещается в приемном желобе 4, который опускается до бровки забоя и служит для подъема груженых ковшей к месту разгрузки.
Рабочее оборудование цепного экскаватора состоит из ковшовой рамы с подвеской и цепью, имеющей от 20 до 60 ковшей. Ковшовая цепь движется в направляющих по роликам (см. рис. 7.2.).
Рис.7.2. Ковшовая рама
1 – ферма; 2 – направляющее колесо; 3 – ковш; 4 – направляющая ковшовой цепи; 5 – поддерживающий ролик; 6 – ковшовая цепь.
Ковшовые рамы выполняются в виде решетчатой фермы прямоугольного поперечного сечения. Подвеска рамы состоит из системы полиспастов, удерживающих раму в нужном положении. Шарнирная рама подвешивается за каждый шарнир. Изменяя длину отдельных подвесок, можно придать раме желаемый изгиб.
Ковшовая цепь состоит из звеньев, соединенных между собой шарнирами. Ковши крепятся к звеньям цепи, называемым рабочими. Между рабочими звеньями находится от четырех до восьми холостых звеньев. Шагом цепи (длиной звена) и числом холостых звеньев определяется расстояние между ковшами. Чем плотнее порода, разрабатываемая экскаватором и чем больше емкость ковша, тем большими должны быть шаг цепи и число холостых звеньев.
Многоковшовые цепные экскаваторы производятся в Чехии и ФРГ с теоретической производительностью 300 – 14500 м3/ч на гусеничном (Ers) или (Es) рельсовом ходу.
Маркировка экскаватора, например Es-4500.27/28.14500, расшифровывается следующим образом: цепной полноповоротный экскаватор на рельсовом ходу с ковшами вместимостью 4500 литров, высотой 27 м и глубиной копания 28 м, теоретической производительностью 14500 м3/ч по рыхлой массе.
- Министерство образования российской федерации
- Введение
- 4. Одноковшовые экскаваторы типа прямая напорная лопата.
- 4.1. Экскаваторы типа прямая напорная лопата с выдвижной рукоятью и зубчато-реечным механизмом напора.
- 4.2. Экскаваторы типа прямая напорная лопата с выдвижной рукоятью и канатным механизмом напора.
- 4.3. Экскаваторы типа прямая колено-рычажная напорная лопата.
- 4.4. Конструкции стрел одноковшовых экскаваторов типа прямая напорная лопата.
- 4.5. Конструкция ковша экскаватора типа прямая напорная лопата.
- 4.6. Рабочие механизмы одноковшовых экскаваторов.
- 4.7. Ходовое оборудование карьерных экскаваторов.
- 4.8. Рабочие параметры экскаватора типа прямая напорная лопата.
- 5. Экскаваторы-драглайны.
- 5.1. Конструктивная схема экскаватора-драглайна.
- 5.2. Конструкции стрел экскаваторов-драглайнов.
- 5.3. Ковш экскаватора-драглайна.
- 5.4. Шагающее ходовое оборудование.
- 6. Гидравлические экскаваторы.
- 7. Цепные многоковшовые экскаваторы.
- 8. Роторные экскаваторы.
- Литература