Подшипники коленчатого вала
Коленчатый вал, как вращающаяся деталь, опирается на подшипники; в тепловозных дизелях преимущественно применяются подшипники скольжения. Имеются дизели, у которых коленчатый вал опирается на роликовые подшипники (рис 54). Роликовый или шариковый подшипник состоит из двух колец—внутреннего и наружного, между которыми помещены ролики или шарики. При этом внутреннее кольцо укрепляется на шейке вала. Если вал прямолинеен, не имеет колен, то насадить кольцо на шейку вала можно с торца. У коленчатого же вала в разные стороны выступают колена, которые мешают насадке колец.
Рис. 54. Коленчатый вал с цилиндрическими щеками и роликовыми подшипниками
Применить подшипники качения в коленчатых валах можно, если эти валы сделать разъемными или увеличить диаметр коренных шеек до размера, при котором внутренние кольца подшипников будут свободно проходить по валу. В качестве коренных опор коленчатого вала на роликовых подшипниках (см. рис. 54) использованы щеки, которым придана форма цилиндрических шайб (дисков). За счет замены обычных коренных шеек более узкими шейками под роликовые подшипники вал удается сделать короче. Однако задача применения подшипников качения, особенно с ростом удельных нагрузок, оказывается очень сложной в конструктивном отношении. Гораздо проще установить подшипники скольжения, которые можно выполнять разъемными. Такие подшипники применяются на дизелях 10Д100, 2Д100, 11Д45, М756, Д50 и др. Где бы ни стояли эти подшипники — на коренных или шатунных шейках, устройство их остается в общем одинаковое. Каждый подшипник представляет собой втулку, разрезанную пополам (рис. 55). Коленчатый вал сначала укладывают коренными шейками на нижние вкладыши (полувтулки), а затем шейки накрывают верхними вкладышами. Соединяясь друг с другом по плоскости разъема, два вкладыша образуют один коренной или шатунный подшипник.
Рис. 55. Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала дизелей типа Д100: а - опорного подшипника; б - опорно-упорного подшипника
С 1967 г. на дизелях 10Д100 устанавливают шатунные вкладыши повышенной работоспособности: без сплошной кольцевой канавки на рабочей поверхности наиболее нагруженного (рабочего) вкладыша. Для подвода масла к таким вкладышам в коленчатых валах изменено расположение маслоподводящих каналов. Устанавливать коленчатые валы прежней конструкции с шатунами и вкладышами новой конструкции (без канавок) нельзя, так как при этом смазка не поступит на поршневой палец и на охлаждение поршня. Нижние коленчатые валы дизелей 10Д100 и 2Д100 при установке обычных шатунных вкладышей (с кольцевыми канавками на рабочей поверхности) полностью взаимозаменяемы, а верхние — невзаимозаменяемы: отличаются приводом воздуходувок. Когда частота вращения вала мала, особенно при пуске дизеля, между поверхностями шеек и подшипников смазки оказывается недостаточно. Из-за этого возникает полусухое трение, сопровождающееся интенсивным износом трущихся поверхностей, а также выделением тепла, при котором подшипник может расплавиться. Для того чтобы этого не случилось, принимают меры, о которых читатель узнает позже, а пока подчеркнем следующий очевидный факт: рациональнее, чтобы срабатывался подшипник, а не шейка вала. С этой целью вкладыши делают из материалов, обладающих малым коэффициентом трения и хорошей теплопроводностью. Такими материалами являются антифрикционные сплавы (баббит, бронза и др.). Наименьшим коэффициентом трения обладает сплав баббит, к тому же он не только мягок, но и легкоплавок. Если на подшипник действуют большие удельные нагрузки, то в качестве антифрикционного сплава применяют свинцовистую бронзу, трущуюся поверхность которой покрывают тонким слоем олова, а поверхность (слой) шеек вала азотируют. Чтобы разумно использовать специфические свойства баббита, поступают так: вкладыши изготовляют из бронзы, а поверхность их, прилегающую к шейке вала, заливают тонким слоем (0,5—0,75 мм) баббита. Самое главное, чтобы, во-первых, шейки вала во время работы всплывали на масляном «клине» (клинообразном слое масла), образующемся в зазоре между шейкой и подшипником, а во-вторых, чтобы в случае уменьшения масляного клина и возникновения полусухого трения не произошло задира, которому хорошо сопротивляется баббит. Наряду с высокой точностью изготовления вкладышей и надлежащим классом шероховатости (чистотой) поверхности шеек вала высокие требования предъявляются и к опорным поверхностям подшипников. Как же образуются опорные гнезда под вкладыши? Если заглянуть внутрь блока дизеля 10Д100, то можно увидеть массивные половины опор верхнего и нижнего коленчатых валов. Одна половина каждой опоры коренного подшипника (бугель) приварена к вертикальной поперечной перегородке. В ней помещается верхний или нижний вкладыш. После установки на бугеле второй половины опоры — крышки коренного подшипника (рис. 56) с вкладышем — и закрепления ее двумя шпильками или болтами подшипник коленчатого вала оказывается собранным полностью.
Рис. 56. Опора коренного подшипника нижнего коленчатого вала дизеле 10Д100, 2Д100
Внутренние поверхности опорных гнезд, к которым прилегают наружные поверхности вкладышей, называютсяпостелями. Правильное прилегание бронзовой поверхности вкладыша к поверхности постели имеет важное значение. Если давление от вкладыша будет передаваться не на всю опорную поверхность постели, а только на отдельные участки ее, то вкладыши будут испытывать повышенные напряжения и подшипник разрушится. Процесс установки вкладыша в постель требует особого внимания. Внутренний диаметр постели делают меньше наружного диаметра вкладышей. При постановке вкладыши сжимаются, и постель плотно обхватывает их. Ответим на такой вопрос: какой натяг, т. е. какую разность между диаметрами вкладыша и постели следует выдержать, чтобы обеспечить плотность соединения хорошо обработанных сопрягаемых деталей? Это имеет существенное значение для длительной и надежной работы подшипника. Если натяг сделать очень большим, то вкладыш будет испытывать чрезмерные деформации, что недопустимо. Если натяг будет мал, вкладыш быстро ослабнет, что также недопустимо. Для дизеля 10Д100 величина натяга каждого вкладыша должна быть 0,08—0,11 мм. Для фиксации положения вкладыша при сборке имеются штифты (дизель 10Д 100) или выступы (дизель Д50), входящие в соответствующие углубления или вырезы опоры. В центральной части вкладышей образована кольцевая канавка, в которую подводится смазка через отверстия. Как правило, кроме опорных подшипников, каждый коленчатый вал имеет один опорно-упорный подшипник (см. рис. 55, б), который ограничивает перемещение вала вдоль продольной оси дизеля. Опорно-упорными подшипниками в дизелях 2Д100 и 10Д100 являются одиннадцатый, а в дизеле Д50 — седьмой. Вкладыши опорно-упорных подшипников имеют бурты, в которые упираются фланцы вала.
- Почему усложняется связь дизеля с колесами тепловоза
- Как связать дизель с колесами тепловоза?
- Понятие об экипаже
- Как расположить оборудование?
- Условия возникновения процесса горения
- Схемы дизелей
- Степень сжатия
- Рабочие циклы дизелей
- Продувка цилиндра двухтактного дизеля
- Фазы газораспределения четырехтактного и двухтактного дизелей
- Индикаторная диаграмма
- Мощность дизеля среднее индикаторное давление
- Понятие об энергии
- Подсчет работы и мощности дизеля
- Пути повышения мощности дизеля
- Наддув. Турбокомпрессоры. Кпд дизеля что такое наддув и как он осуществляется?
- Что дает экономия топлива?
- Коэффициент полезного действия дизеля и баланс энергии в дизеле
- Блок дизеля, цилиндровые втулки и поршни блок дизеля и поддизельная рама
- Цилиндровые втулки
- Поршневые кольца
- Поршневые пальцы
- Шатунно-кривошипный механизм шатуны
- Что представляет собой коленчатый вал
- Конструктивные особенности коленчатого вала
- Подшипники коленчатого вала
- Вертикальная передача
- Крутильные колебания. Антивибраторы что такое крутильные колебания и как с ними бороться?
- Механизм газораспределения окна и клапаны
- Механизм газораспределения
- Особенности механизма газораспределения
- Опливная система и аппаратура назначение и схемы топливных систем дизеля
- Распыливание топлива
- Топливные насосы высокого давления
- Форсунки
- Автоматическое регулирование для чего нужны регуляторы?
- Принцип работы центробежного регулятора прямого действия
- Центробежный регулятор непрямого действия
- Понятие о жесткой обратной связи
- Упругая (гибкая) обратная связь в регуляторе непрямого действия. Изодромный регулятор
- Объединенный регулятор
- Электрогидравлический механизм затяжки пружины
- Охлаждающее устройство дизеля для чего и чем охлаждают детали дизеля?
- Как вода охлаждает детали дизеля?
- Чем охлаждать масло?
- Водомасляный теплообменник
- Чем охлаждать наддувочный воздух?
- Система автоматического регулирования температуры
- Очистка масла, топлива и воздуха важное условие надежной работы дизеля
- Фильтр грубой очистки масла
- Фильтр тонкой очистки масла
- Центробежный очиститель масла
- Топливные фильтры
- Воздухоочистители
- Виды электрических передач требования к электрическому оборудованию
- Основные виды электрических передач
- Принцип действия генератора постоянного тока принцип действия генератора постоянного тока
- Основные показатели работы генератора
- Внешняя характеристика тягового генератора
- Устройство тягового генератора постоянного тока
- Яговый генератор переменного тока почему стали применять тяговые генераторы переменного тока?
- Синхронный тяговый генератор
- Двухмашинный агрегат и тахогенераторы особенности устройства и характеристики возбудителей
- Двухмашинный агрегат
- Тахогенератор тепловоза
- Синхронный подвозбудитель тепловоза 2тэ10л
- Тяговые электродвигатели постоянного тока принцип действия электродвигателя постоянного тока
- Основные показатели работы и свойства электродвигателя постоянного тока
- Устройство тяговых электродвигателей тепловозов
- Как расширить диапазон скорости тепловоза
- Почему на тепловозах нельзя применять контрток? электродинамическое торможение
- Тяговые двигатели переменного тока
- Аккумуляторные батареи аккумулятор — химический источник тока
- Свинцовый аккумулятор
- Щелочной аккумулятор
- Устройство аккумуляторных батарей тепловозов
- Контакторы
- Контроллер машиниста
- Реверсор
- Кнопочный выключатель и тумблеры
- Реле назначение реле
- Реле обратного тока
- Реле переключения (перехода)
- Реле заземления
- Реле боксования
- Реле давления масла, температурное реле, реле времени реле давления масла
- Температурное реле
- Реле времени
- Регулятор напряжения
- Рансформаторы в системах автоматического регулирования мощности дизель-генератора
- Трансформаторы постоянного напряжения и тока
- Полупроводниковые вентили-диоды и стабилитроны
- Выпрямление переменного тока
- Транзисторы и тиристоры
- Полупроводниковый регулятор напряжения
- Основные группы электрических цепей тепловоза
- Цепи возбуждения тягового генератора и возбудителя
- Получение жестких динамических характеристик тягового генератора
- Цепи возбуждения возбудителя в системах машинного регулирования мощности генератора
- Цепи освещения
- Колесная пара
- Как установить и соединить тяговый электродвигатель с колесной парой?
- Буксы и подшипники
- Рессорное подвешивание
- Тележка и ее рама
- Главная рама и кузов тепловоза
- Опоры кузова. Возвращающие устройства