Скорости движения (а), давления воздуха в шине (б) и момента, передаваемого через колесо (в)
факторов и определяется экспериментально. Его средние значения для различных дорог при нормальном давлении воздуха в шине составляют 0,01 ...0,1.Рассмотрим влияние различных факторов на коэффициент сопротивления качению.
Скорость движения. При изменении скорости движения в интервале 0...50 км/ч коэффициент сопротивления качению изменяется незначительно и его можно считать постоянным в указанном диапазоне скоростей.
При повышении скорости движения за пределами указанного интервала коэффициент сопротивления качению существенно увеличивается (рис. 3.15, а) вследствие возрастания потерь энергии в шине на трение.
Коэффициент сопротивления качению в зависимости от скорости движения можно приближенно рассчитать по формуле
где — скорость автомобиля, км/ч.
Тип и состояние покрытия дороги. На дорогах с твердым покрытием сопротивление качению обусловлено главным образом деформациями шины.
При увеличении числа дорожных неровностей коэффициент сопротивления качению возрастает.
На деформируемых дорогах коэффициент сопротивления качению определяется деформациями шины и дороги. В этом случае он зависит не только от типа шины, но и от глубины образующейся колеи и состояния грунта.
Значения коэффициента сопротивления качению при рекомендуемых уровнях давления воздуха и нагрузки на шину и средней скорости движения на различных дорогах приведены ниже:
Асфальто- и цементобетонное шоссе:
в хорошем состоянии ..................................... 0,007...0,015
в удовлетворительном состоянии ............... 0,015...0,02
Гравийная дорога в хорошем состоянии .... 0,02...0,025
Булыжная дорога в хорошем состоянии...... 0,025...0,03
Грунтовая дорога сухая, укатанная .............. 0,025...0,03
Песок.................................................................... 0,1...0,3
Обледенелая дорога, лед ............................... 0,015...0,03
Укатанная снежная дорога ............................. 0,03...0,05
Тип шины. Коэффициент сопротивления качению во многом зависит от рисунка протектора, его износа, конструкции каркаса и качества материала шины. Изношенность протектора, уменьшение числа слоев корда и улучшение качества материала приводят к падению коэффициента сопротивления качению вследствие снижения потерь энергии в шине.
Давление воздуха в шине. На дорогах с твердым покрытием при уменьшении давления воздуха в шине коэффициент сопротивления качению повышается (рис. 3.15, б). На деформируемых дорогах при снижении давления воздуха в шине уменьшается глубина колеи, но возрастают потери на внутреннее трение в шине. Поэтому для каждого типа дороги рекомендуется определенное давление воздуха в шине, при котором коэффициент сопротивления качению имеет минимальное значение.
Нагрузка на колесо. При увеличении вертикальной нагрузки на колесо коэффициент сопротивления качению существенно возрастает на деформируемых дорогах и незначительно — на дорогах с твердым покрытием.
Момент, передаваемый через колесо. При передаче момента через колесо коэффициент сопротивления качению возрастает (рис. 3.15, в) вследствие потерь на проскальзывание шины в месте ее контакта с дорогой. Для ведущих колес значение коэффициента сопротивления качению на 10... 15 % больше, чем для ведомых.
Коэффициент сопротивления качению оказывает существенное влияние на расход топлива и, следовательно, на топливную экономичность автомобиля. Исследования показали, что даже небольшое уменьшение этого коэффициента обеспечивает ощутимую экономию топлива. Поэтому неслучайно стремление конструкторов и исследователей создать такие шины, при использовании которых коэффициент сопротивления качению будет незначительным, но это весьма сложная проблема.
- 1. Эксплуатационные свойства автомобиля
- 1.1. Общие сведения
- 1.2. Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля
- 1.3. Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля
- 1.4. Условия эксплуатации автомобиля
- 2. Двигатель и его характеристики
- 2.1. Скоростные характеристики двигателей
- 2.2. Нагрузочные характеристики двигателей
- 2.3. Регулировочные характеристики двигателей
- 3. Тягово-скоростные свойства
- 3.1. Показатели тягово-скоростных свойств
- 3.2. Силы, действующие на автомобиль при движении
- 3.3. Мощность и момент, подводимые к ведущим колесам автомобиля
- 3.4. Потери мощности в трансмиссии. Кпд трансмиссии
- 3.5. Радиусы колес автомобиля
- 3.6. Скорость и ускорение автомобиля
- 3.7. Реакции дороги, действующие при движении на колеса автомобиля
- При качении по недеформируемой дороге:
- 3.8. Тяговая сила и тяговая характеристика автомобиля
- 3.9. Тяговая характеристика автомобиля с дополнительной коробкой передач
- 3.10. Сила и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой
- 3.11. Силы сопротивления движению и мощности, затрачиваемые на их преодоление
- Сила сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению
- Скорости движения (а), давления воздуха в шине (б) и момента, передаваемого через колесо (в)
- Сила сопротивления подъему
- Сила сопротивления дороги
- Сила сопротивления воздуха
- Сила сопротивления разгону
- Коэффициент учета вращающихся масс
- 3.12. Уравнение движения автомобиля
- 3.13. Силовой баланс автомобиля
- 3.22. График силового баланса автомобиля:
- 3.14. Силовой баланс автомобиля при различной нагрузке
- 3.15. Динамические факторы автомобиля
- 3.16. Динамическая характеристика автомобиля
- 3.17. Динамический паспорт автомобиля
- 3.18. Динамический паспорт автопоезда
- 3.19. Мощностной баланс автомобиля
- 3.20. Степень использования мощности двигателя
- 3.21. Разгон автомобиля
- Ускорение при разгоне
- Время и путь разгона
- 3.22. Динамические нормальные реакции на колесах автомобиля
- 3.23. Динамическое преодоление подъемов
- 3.24. Движение накатом
- 3.25. Влияние различных факторов на тягово-скоростные свойства автомобиля