2 Особенности работы предприятий транспорта
В современном рынке предприятия должны ориентироваться не на собственные интересы, а на интересы потребителей. Данное стремление должно выражаться в максимальном удовлетворении запросов потребителей. Сочетание достойного уровня качества товаров и услуг и остальных потребительских свойств означает для потребителя удовлетворение его потребностей. Но немаловажным фактором является стоимость товаров и услуг, которая зависит от уровня издержек, возникающих при производстве и реализации. Снижение данных издержек возможно только при применении различных логистических методов непосредственно на всем цикле движения товаров и услуг.
Транспортная система имеет и свою внутреннюю отраслевую (видовую) структуру, отражающую состав и соотношение элементов различных видов транспорта. Интересен и территориальный аспект транспортной системы, характеризующийся сочетанием линейного типа размещения коммуникаций и их точечных элементов. К первым относятся железные и автомобильные дороги, речные и судоходные участки, трубопроводы и воздушные линии. Ко вторым - транспортные пункты, среди которых железнодорожные станции, автостанции, речные пристани, эксплуатационные транспортные предприятия, вокзалы и порты, а также транспортные узлы. Под транспортными узлами понимают преимущественно места стыка, пересечения или разветвления путей сообщения различных видов транспорта или одного из них.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные условия представляется возможным с применением логистики, т. е. управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему. Недостаточное развитие в Беларуси логистических прогрессивных транспортно-технологических систем перевозок приводит к увеличению транспортных расходов, следовательно, к потере рынка
Республика Беларусь располагает всеми современными, кроме морского, видами транспорта, а ее транспортные коммуникации по своей структуре и размещению в основном отвечают внутренним потребностям страны, но нуждаются в совершенствовании. Транспортная система Республики Беларусь в целом постепенно приспосабливается к новым политическим и хозяйственным условиям жизни, однако многие вопросы ее эффективной работы и дальнейшего развития требуют еще своего решения.
Один из основных недостатков транспорта Беларуси, как и всех бывших республик СССР, - низкий технический уровень транспортных средств практических всех его видов, а также недостаточное развитие его производственно-технических и социально экономической инфрастуктуры, что, естественно сказывается на качестве самих транспортных работ и услуг, их конкурентоспособности как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Для Республики Беларусь, как для всех республик бывшего СССР, характерен весь спектр транспортных проблем, однако, особенно острой остается финансовая ввиду колебания покупательной способности как населения, так и отраслей экономики.
В условиях острой конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг возрастают требования к качеству транспортного обслуживания, основными критериями которого являются скорость доставки грузов, ритмичность перевозок, обеспечение сохранности грузов, а также информационный сервис. Особенно трудоемкими и продолжительными являются операции по оформлению сопроводительных и перевозочных документов на пограничных станциях; ошибки в их оформлении зачастую становятся причинами задержки грузов на границе.
Водный транспорт, являясь составной частью транспортного комплекса Республики Беларусь, обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 2,0 тысяч километров в приречные пункты и переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах судоходных рек республики: Припять, Днепр, Сож, Березина, Неман, Западная Двина. Речные порты Гомель, Бобруйск, Мозырь имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов, следующих в смешанном сообщении. Портовое хозяйство оснащено плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов. На реках республики эксплуатируется около 700 судов транспортного, технического и вспомогательного флота. Технические возможности портов позволяют перевезти более 8 млн. тонн и обработать 15 млн. тонн грузов год.
Воздушный транспорт. В Республике Беларусь имеется 7 международных аэропортов: Национальный аэропорт Минск, аэропорты Минск-1, Гомель, Гродно, Брест, Могилев и Витебск из которых осуществляются внутриреспубликанские перевозки, международные регулярные полеты в зарубежные страны, а также чартерные пассажирские перевозки.
Национальный аэропорт Минск допущен к обеспечению полётов по I и II категориям ИКАО и может принять любой тип воздушного судна. Аэропорт Минск-1 предназначен для эксплуатации самолётов типа ТУ-134, ЯК-42, АН-24, ЯК-40 и классом ниже, аэропорты Гомель, Гродно, Могилев, Витебск – ИЛ-76, ТУ-154, В-737, В-757 и классом ниже, аэропорт Брест – АН-124 ИЛ-76, ТУ-154, А-310-300, В-767-200 и классом ниже.
Авиакомпания осуществляет регулярные ежедневные полеты между Гомелем и Минском, а также связывает регулярным воздушным сообщением столицу республики, областные центры Гомель, Годно и Брест с г. Калининградом Российской Федерации. Частота полетов между Калининградом и городами Беларуси регулируется существующим спросом на авиаперевозки. Высокая политическая и экономическая стабильность в республике, последовательная политика Правительства Республики Беларусь по защите национального рынка авиаперевозок (в том числе отсутствие авиакомпаний-дискаунтеров) делают особо привлекательной возможность выполнения регулярных полетов в нашу страну.
Сегодня белорусская магистраль осуществляет около 75% всех выполняемых в республике грузовых и около 50% пассажирских перевозок. На 165 станциях Белорусской железной дороги в пунктах продажи пассажиры в считанные минуты могут приобрести проездные документы до любой станции, расположенной на сети железных дорог государств-участников СНГ. В международном сообщении графиком движения предусмотрено курсирование 59 поездов формирования Белорусской железной дороги, обслуживание прицепными и беспересадочными вагонами 66 направлений. Пассажирское железнодорожное сообщение связывает Беларусь с Амстердамом, Берлином, Варшавой, Прагой, Братиславой, Варной, Бухарестом, Веной, Софией, Будапештом, Констанцией, а также столицами и административными центрами России, Украины, Молдовы, Литвы, Казахстана. Выгодное географическое положение Республики Беларусь, которая является естественным мостом между Российской Федерацией и Западной Европой, позволило Белорусской железной дороге занять достойное место в системе международной экономической интеграции.
Выгодное географическое положение Республики Беларусь в Европе, наличие современных мультимодальных транспортных коридоров, развитие экспорта транспортных услуг является одной из основных составляющих стабильного развития экономики республикиВ республике создана сеть диагностических станций и пунктов технического контроля, оснащенных самым современным оборудованием и обеспечивающих в полном объеме потребности в техническом осмотре транспортных средств. Организациями дорожного хозяйства постоянно обеспечивается поддержание транспортно-эксплуатационного состояния входящих в состав трансъевропейских транспортных коридоров автомобильных дорог в соответствии с международными требованиями за счет обеспечения их надлежащего содержания, своевременного проведения текущих ремонтов, повышения безопасности дорожного движения, улучшения информации для водителей, внедрения системы маршрутного ориентирования, улучшения качества инженерного обустройства.
Необходимость интеграции Республики Беларусь в мировую экономику, особенности ее географического положения во многом также определяют приоритеты транспортной политики, среди которых:
формирование конкурентоспособной транспортной системы на международном и внутреннем рынках;
создание условий для роста доходов, сервисного обслуживания перевозок, содействия развитию международной торговли;
развитие рыночных структур, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов транспортной деятельности;
формирование механизма стабильной государственной поддержки наиболее важных международных, национальных и региональных транспортных программ;
модернизация транспортных технологий на основе логических систем, современных грузораспределительных центров (терминалов;
модернизация инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих через территорию республики;
обновление и модернизация подвижного состава всех видов транспорта.
Ключевым вопросом транспортной политики являются совершенствование государственного регулирования транспортной деятельности, прежде всего, пересмотр порядка предоставления дотаций из бюджета, правил налогообложения, тарифной политики, а также антимонопольное регулирование.
- Отчет по ознакомительной практике
- 1 Состояние и тенденции развития транспортной отрасли Республики Беларусь
- 2 Особенности работы предприятий транспорта
- 3 Работа структурных подразделений предприятий
- 3.2 Речной порт
- 3.2 Автобусный парк №6
- 3.3 Сортировочная горка
- 3.4 Локомотивное депо
- 3.5 Авторемонтный завод
- 4 Сравнительная характеристика изученных предприятий транспорта и их структурных подразделений