Глава 1.Физико-географические и авиационно-климатические особенности рассматриваемого района полета.
Полет выполняется по маршруту Иркутск (аэропорт «Иркутск», г.Иркутск) - Благовещенск (аэропорт «Игнатьево», г. Благовещенск).
Маршрут в основном лежит над горной местностью, высота продольного сечения рельефа в среднем варьируется от -1500 до 2000 метров над уровнем моря. Однако преобладающая высота рельефа на пути маршрута - 1800 метров над уровнем моря. Так же неотъемлемая черта горной местности, что не будет являться исключением и для данной территории - истоки рек.
Рис.1. Схема маршрута полета.
Начальная точка маршрута лежит в южной части Предбайкальской впадины. Далее маршрут пролегает над оз. Байкал, пересекает Яблоновый хребет, после около 500 км следует над горной местностью и до снижения пересекает хребет Большой хинган и его восточное пологое подножье.
Административно маршрут пролегает над юго-восточными районами Иркутской области, далее над южными районами республики Бурятия, над центральной территорией Читинской области и завершается над южными районами Амурской области Российской Федерации.
Климат вдоль пути следования воздушного судна в основном находится под влиянием муссонов. Зима холодная, сухая, малоснежная, безоблачная. Средняя температура января -24 °С. Лето жаркое, дождливое. Средняя температура июля +21 °С. Осадков около 850 мм в год.
Климат имеет колебательный характер. В частности, начальный пункт маршрута лежит в области умеренного резко-континентального климата, где погода зимой отличается ясностью, а сама зима своей суровостью и длительностью. Лето же влажное, тёплое, зачастую пасмурное. Средняя температура в январе ?18,3 °C, средняя температура в июле +17,7. Среднегодовая скорость ветра -- 2,1 м/с, среднегодовая влажность воздуха -- 72 %. Среднегодовое количество осадков составляет 472 мм, из которых больше половины приходится на летний период.
Далее маршрут следования пролегает через область резко-континентального климата, с зимой холодной, с сухим морозом и малым количеством снега. С жарким, коротким летом, которое сопровождается прохладными ночами и обильными осадками в июле и августе. Средняя температура в июле +18,5 °С, в январе ?22 °С. За год в среднем выпадает 244 мм осадков. Климат данной области формируется под влиянием трёх контрастных компонентов: сухого и холодного климата северных областей, жаркого и сухого монгольских пустынь и влажного тихоокеанского.
Позже вновь встречается умеренный резко-континентальный климат, на который большое влияние оказывает высота рельефа в среднем равная 700 метров. Зимы длительные и холодные, морозы могут достигать -50 C°, в то же время летом температура может превышать 40 C°. Короткое лето отличается тёплой погодой. Зима длится более 6 месяцев, с начала октября до середины апреля. Средняя температура в январе ?25,7 C°, в июле -- 18,1 C°. Заморозки могут быть практически всё лето. Зимой иногда бывают редкие оттепели. Среднегодовая скорость ветра -- 2,3 м/с. Среднегодовая влажность воздуха -- 65 %
В завершение маршрут полета пролегает через резко-континентальный климат (очередное подтверждение колебательного характера) с муссонными чертами, что выражается в больших годовых (45-50C°) и суточных (до 20 C°) колебаниях температур воздуха и резком преобладании летних осадков. Жаркое, дождливое лето и холодная, сухая, с маломощным снежным покровом зима. Среднегодовая влажность воздуха -- 67 %. Среднегодовая скорость ветра -- 2,0 м/c.
Рис. 2. Схема примерного сечения рельефа местности под трассой.
г.Иркутск (аэропорт «Иркутск»).
Климат умеренный резко континентальный. Зима суровая и долгая, погода зимой почти всегда ясная, лето влажное и тёплое, пасмурное.
Климат смягчается Иркутской ГЭС и другими электростанциями Ангарского каскада: средняя температура января составляет ?18,3 °C, средняя температура июля +17,7. Абсолютный максимум температуры зафиксирован на уровне +37,2 °C (июль 1915 года), абсолютный минимум ?49,5 °C (январь 1915 года). Среднегодовая температура составляет 0,6 °C, среднегодовая скорость ветра -- 2,1 м/с, среднегодовая влажность воздуха -- 72 %.
Среднегодовое количество осадков составляет 472 мм, из которых больше половины приходится на летний период. Абсолютный максимум осадков зафиксирован на уровне 797 мм (1938 год), абсолютный минимум -- 209 мм (1884 год).
Показатель |
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
Год |
|
Абсолютный максимум, °C |
2,3 |
10,2 |
20,0 |
29,2 |
34,5 |
35,6 |
37,2 |
34,1 |
29,0 |
25,6 |
14,1 |
4,6 |
37,2 |
|
Средний максимум, °C |
?13,2 |
?8,4 |
?0,3 |
9,0 |
17,5 |
22,6 |
24,3 |
22,0 |
15,5 |
7,3 |
?2,8 |
?10,3 |
7,0 |
|
Средняя температура, °C |
?18,3 |
?15,2 |
?7,1 |
2,1 |
9,7 |
15,2 |
17,7 |
15,5 |
8,9 |
1,3 |
?7,8 |
?15,2 |
0,6 |
|
Средний минимум, °C |
?22,4 |
?20,4 |
?13 |
?3,4 |
3,0 |
8,7 |
12,3 |
10,5 |
4,0 |
?3,2 |
?12 |
?19,2 |
?4,5 |
|
Абсолютный минимум, °C |
?49,7 |
?44,7 |
?37,3 |
?31,8 |
?14,3 |
?6 |
0,4 |
?2,7 |
?11,9 |
?30,5 |
?40,4 |
?46,3 |
?49,7 |
|
Норма осадков, мм |
12 |
8 |
12 |
18 |
33 |
71 |
116 |
89 |
53 |
24 |
20 |
16 |
472 |
Рис. 3. Средние показания температурного режима Иркутска.
г.Благовещенск (аэропорт «Игнатьево»).
Климат резко-континентальный с муссонными чертами, что выражается в больших годовых (45-50°) и суточных (до 20°) колебаниях температур воздуха и резком преобладании летних осадков. Лето жаркое, дождливое, но со значительным количеством солнечного сияния. Зима холодная, сухая, с маломощным снежным покровом. Температурный рекорд был зафиксирован 25 июня 2010 года, когда температура воздуха в городе поднялась до отметки +39,4 °C.
Среднегодовая температура -- +1,2 °C
Среднегодовая влажность воздуха -- 67 %.
Среднегодовая скорость ветра -- 2,0 м/c.
Самое крупное наводнение в Благовещенске произошло в 1958 году. Уровень воды достиг девятиметровой отметки, вода прорвала дамбы и попала в город.
В августе 1984 года Благовещенск пережил ещё одно серьёзное наводнение. Уровень воды в Амуре превысил восемь с половиной метров. Затопленными оказались дома, расположенные вдоль набережной реки.
Причиной этих наводнений были проливные дожди и высокий паводок в верховьях Амура и Зеи.
В настоящее время серьёзные наводнения Благовещенску не угрожают. Опасность их возникновения снизилась после строительства Зейской ГЭС. Теперь в самые дождливые годы уровень Амура и Зеи в районе Благовещенска не достигает уровня 8-ми метров.
Показатель |
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
Год |
|
Абсолютный максимум, °C |
0,2 |
7,0 |
20,3 |
27,9 |
34,7 |
39,4 |
37,7 |
36,9 |
33,5 |
28,0 |
13,4 |
3,6 |
39,4 |
|
Средний максимум, °C |
?16,6 |
?10,1 |
?0,9 |
10,4 |
19,2 |
25,1 |
27,1 |
24,7 |
18,7 |
8,6 |
?5,1 |
?15 |
7,2 |
|
Средняя температура, °C |
?22,7 |
?16,9 |
?7,2 |
4,1 |
12,4 |
18,8 |
21,5 |
19,2 |
12,4 |
2,7 |
?10,3 |
?20,3 |
1,2 |
|
Средний минимум, °C |
?27,4 |
?22,5 |
?13 |
?1,7 |
6,1 |
13,2 |
16,8 |
14,6 |
7,3 |
?2 |
?14,6 |
?24,6 |
?3,9 |
|
Абсолютный минимум, °C |
?44,5 |
?45,4 |
?35,7 |
?17,7 |
?7,5 |
0,1 |
8,2 |
4,4 |
?4,3 |
?24,8 |
?32,9 |
?41,2 |
?45,4 |
|
Норма осадков, мм |
6 |
5 |
10 |
31 |
42 |
91 |
131 |
125 |
73 |
26 |
14 |
9 |
563 |
Рис. 4. Средние показания температурного режима Благовещенска.
- Введение
- Глава 1.Физико-географические и авиационно-климатические особенности рассматриваемого района полета.
- Глава 2. Анализ многолетнего режима температуры воздуха
- Глава 3. Количественная оценка влияния многолетнего режима температуры воздуха на предельно допустимую высоту полета самолета Ту-154Б по маршруту Иркутск - Благовещенск
- Заключение