logo
Анализ эксплуатационных свойств автопоезда МАЗ-54331+МАЗ-93801

4. Определение центров масс транспортного средства, груза и нормальных реакций дороги

Центр масс ТС рассчитывается для анализа устойчивости и проходимости. Нормальные реакции дороги - для расчета сцепного веса на ведущие колеса в тяговом и тормозном режимах движения.

Применительно к автопоезду в составе седельного тягача и полуприцепа центры масс определяются сначала в системе координат полуприцепа (рисунок 4.1), а затем автопоезда (рисунок 4.2).

Ордината центра тяжести ТС в снаряженном состоянии

hО 1,5 rк, (4.1)

где hО - ордината центра масс ТС в снаряженном состоянии, hО = 1,55 м; rк - радиус качения колеса, rк=0,53 м.

ХОП = , (4.2)

Рисунок 4.1 - Расчетная схема полуприцепа МАЗ-93801

где ХОП - абсцисса центра масс порожнего полуприцепа (ЦМПО), ХОП= 4,5м; GОП2 - часть веса порожнего полуприцепа, приходящаяся на тележку, GОП2 = 2,65 т; LП - база полуприцепа, LП = 6,4 м; GОП - вес полуприцепа в снаряженном состоянии, GОП = 3,8 т.

ХП = , (4.3)

где ХП - абсцисса центра масс груженого полуприцепа (ЦМП), ХП = 4,4 м; Gг - вес груза, Gг = 12,1 т.

GП1 = , (4.4)

где GП1 - часть веса груженого полуприцепа, приходящаяся на шкворень, т; GП - вес груженого полуприцепа, GП = 15,8 т.

GП2 = , (4.5)

где GП2 - часть веса груженого полуприцепа, приходящаяся на тележку, т.

Применительно к автопоезду

Рисунок 4.2 - Расчетная схема автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-54331 и полуприцепа МАЗ-93801

ХАП = , (4.6)

где ХАП - абсцисса центра масс автопоезда, м; GОТ - собственный вес тягача, GОТ = 7,05 т; ХОТ - абсцисса центра масс тягача, м, где

ХОТ = , (4.7)

где GОТ2 - часть собственного веса тягача, приходящаяся на тележку, GОТ2 = 2,44 т; LТ - база тягача, LТ = 3,3 м.

GАП2 = , (4.8)

где GАП2 - часть GП1 , приходящаяся на тележку тягача, т; C - смещение седла тягача относительно тележки, С = 0,4 м.

GАП1 = GП1 - GАП2, (4.9)

где GАП1 - часть GП1, приходящаяся на переднюю ось тягача, т.

Тогда вертикальная реакция дороги на переднюю ось тягача

RТ1 = GОТ1 + GАП1, (4.10)

где GОТ1 - часть собственного веса тягача, приходящаяся на переднюю ось тягача, GОТ1 = 4,61 т.

На заднюю ось тягача

RТ2 = GОТ2 + GАП2. (4.11)

Результаты расчетов для данного транспортного средства представим в таблице 4.1.

Таблица 4.1 - Результаты расчетов параметров ТС

Параметр

Условное обозначение

Единицы измерения

Значение

Абсцисса центра масс автопоезда

XАП

м

3,4

Абсцисса центра масс груженого полуприцепа

м

4,4

Абсцисса центра масс порожнего полуприцепа

XОП

м

4,5

Абсцисса центра масс тягача

XОТ

м

1,1

Вертикальная реакция дороги на заднюю ось тягача

RТ2

т

6,8

Вертикальная реакция дороги на переднюю ось тягача

RТ1

т

5,2

Часть GП1, приходящаяся на тележку тягача

GАП2

т

4,3

Часть GП2, приходящаяся на переднюю ось тягача

GАП1

т

0,6

Часть веса груженого полуприцепа, приходящаяся на тележку

GП2

т

10,9

Часть веса груженого полуприцепа, приходящаяся на шкворень

GП1

т

4,9

транспорт груз перевозка дорога