logo search
04-12-2015_10-36-00 / Лекция 3 (4-5 нед

Классификация грузовых станций

Для выполнения грузовых и коммерческих операций железные дороги располагают погрузочно-разгрузочными машинами и устройствами, складами тарно-штучных, тяжеловесных, сыпучих грузов, контейнерными пунктами, повышенными путями и разгрузочными эстакадами, сортировочными платформами, устройствами для обслуживания перевозок скоропортящихся грузов, живности, весовым хозяйством, товарными конторами, грузовыми вагонами различных типов и др. Все технические средства грузового хозяйства преимущественно сконцентрированы в грузовых дворах, которые находятся на станциях.

Термин грузовой двор появился давно, он соответствовал низкому техническому и технологическому уровню работ в грузовом хозяйстве. Интенсивное внедрение средств механизации и автоматизации в практику грузовой работы позволяет пересмотреть существующие понятия и термины. Это, в частности, относится к термину грузовой двор.

Современный крупный грузовой двор или контейнерный терминал представляют собой хорошо организованные, четко функционирующие производственные объекты грузовой станции. Они оснащены высокопроизводительными и совершенными средствами механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, вычислительной техникой. На базе современных компьютеров создаются автоматизированные системы управления, которые в будущем будут развиваться в гибкие автоматизированные производства. Все это дает основание термин грузовой двор заменить термином транспортно-складской комплекс (ТСК). Он в полной мере отвечает современному уровню технического оснащения и технологии этого подразделения грузовой станции. Элементами ТСК являются механизированные и автоматизированные складские системы.

Грузовая станция состоит из транспортно-складского комплекса, технического парка с приемо-отправочными, сортировочными и вытяжными путями, иногда горкой или полугоркой. На грузовой станции также размещены техни­ческая контора, помещения дежурного по станции и маневрового диспетчера, пункты технического обслуживания вагонов и др. К грузовым станциям примы­кают подъездные пути.

Наиболее существенными признаками для классификации грузовых стан­ций служат характер и объем работы, схема путевого развития.

По характеру выполняемых операций грузовые станции разделяются на погрузочные, вы­грузочные, погрузочно-выгрузочные и перегрузочные.

На погрузочных станциях погрузка значительно преобладает над выгрузкой. Обычно они обслуживают крупные предприятия добывающей промышленности, специализированные базы и склады, агропромышленные комплексы, лесоразработки; к ним примыкают подъездные пути шахт, карьеров, рудников, горфопредприятий, элеваторов, лесопромышленных комплексов и нефтеперерабатывающих заводов, на которые нефть поступает нефтепроводами.

Выгрузочные станции, где выгрузка значительно преобладает над погрузкой, обслуживают крупные промышленно-административные центры с развитой обрабатывающей промышленностью: машиностроением, легкой, пищевой и химической, металлургической и др. Сюда в значительном количестве поступает (преимущественно на производственные пути) сырье, топливо, материалы и отправляется в меньших объемах готовая продукция.

Погрузочно-выгрузочные станции (объем погрузки и выгрузки примерно одинаков) обслуживают крупные промышленные центры и районы с развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью, а также предприятия нефтехимии, если сырье доставляется в их адрес по железной дороге.

Перегрузочные станции могут быть портовыми, если располагаются в пунктах стыка железнодорожного и водного транспорта, или пограничными, если располагаются в пунктах стыка отечественной и зарубежной колеи. К перегрузочным станциям можно отнести пункты примыкания широкой и узкой колеи. Основное назначение перегрузочных станций — перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и координация их работы.

На грузовых станциях выполняют следующие операции:

В отдельных случаях на грузовых станциях дезинфицируют и промывают вагоны и выполняют другие операции.

Помимо грузовых станций, расположенных на магистральных железных дорогах, при необходимости в крупных городах создают городские товарные станции. Если они имеют те же права, что и линейная железнодорожная станция, выполняя операции по приему и выдаче грузов, то включаются в прямое железнодорожное или прямое смешанное сообщение.

В зависимости от объема работы грузовые станции, как и все другие железнодорожные станции, подразделяют на шесть классов:

внеклассные, I, II, III, IV, V класса.

Схема грузовой станции зависит от объема и характера работы, наличия свободной территории, географического размещения предприятий и подъездных путей, автоподъездов и типа грузового двора.

Станции могут быть сквозными и тупиковыми.

Станции, обслуживающие крупные административно-промышленные центры, проектируют преимущественно тупиковыми, а участковые и промежуточные — сквозными.