Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач (сокращенное название АКПП, обиходное название – коробка-автомат) является самым распространенным устройством изменения крутящего момента, применяемым в автоматической трансмиссии автомобиля. Традиционно автоматической называют гидромеханическую коробку передач. Автоматическая коробка передач имеет следующее устройство: гидротрансформатор; механическая коробка передач; насос рабочей жидкости; система охлаждения рабочей жидкости; система управления. На коробках-автоматах, устанавливаемых на переднеприводные легковые автомобили, в конструкцию включены главная передача и дифференциал. Гидротрансформатор предназначен для передачи и изменения крутящего момента от двигателя к механической коробке передач. Конструкция гидротрансформатора включает: насосное колесо; турбинное колесо; реакторное колесо; блокировочная муфта; муфта свободного хода; корпус гидротрансформатора. Насосное колесо соединено с коленчатым валом двигателя. Турбинное колесо связано с механической коробкой передач. Между насосным и турбинным колесами располагается неподвижное реакторное колесо. Все колеса гидротрансформатора оснащены лопастями определенной формы, между которыми предусмотрены каналы для прохода рабочей жидкости. Блокировочная муфта служит для блокировки гидротрансформатора в определенных режимах работы автомобиля. Муфта свободного хода (обгонная муфта) обеспечивает вращение жестко закрепленного реакторного колеса в противоположную сторону. Все конструктивные элементы гидротрансформатора расположены в корпусе, который заполнен специальной рабочей жидкостью. Работа гидротрансформатора осуществляется по замкнутому циклу. От насосного колеса поток жидкости передается на турбинное колесо, далее на реакторное колесо. За счет конструкции лопастей реактора скорость потока усиливается. Поток направляется на насосное колесо и заставляет его вращаться быстрее, тем самым увеличивается величина крутящего момента. Максимальную величину крутящего момента гидротрансформатор развивает на минимальной скорости. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя, угловые скорости насосного и турбинного колес выравниваются, а поток жидкости меняет свое направление. При этом срабатывает муфта свободного хода и реакторное колесо начинает вращаться. Гидротрансформатор работает в режиме гидромуфты (передает только крутящий момент). Блокировка гидротрансформатора происходит с дальнейшим ростом скорости, при этом замыкается блокирующая муфта, и передача крутящего момента от двигателя к механической коробке передач происходит напрямую. Механическая коробка передач в составе АКПП служит для ступенчатого изменения крутящего момента, а также обеспечивает движение автомобиля задним ходом. На автоматических коробках, как правило, применяются планетарные редукторы, отличающиеся компактностью и возможностью соосной работы. Механическая коробка передач состоит из нескольких (обычно двух) планетарных редукторов, соединенных последовательно для совместной работы. Объединение планетарных редукторов позволяет обеспечить необходимое число ступеней работы. Современные автоматические коробки выполняются шестиступенчатыми, семиступенчатыми (Mercedes) и даже восьмиступенчатыми (Lexys). Планетарный редуктор в коробке передач имеет название планетарный ряд. Планетарный ряд имеет следующее устройство: солнечная шестерня; сателлиты; коронная шестерня; водило.
1-вал турбинного колеса; 2-солнечная шестерня одинарного планетарного ряда; 3-сателлиты одинарного планетарного ряда; 4-водило одинарного планетарного ряда; 5-шестеренный насос; 6-фрикционная муфта; 7-фрикционный тормоз; 8-коронная шестерня одинарного планетарного ряда; 9-обгонная муфта; 10-коронная шестерня сдвоенного планетарного ряда; 11-водило сдвоенного планетарного ряда; 12-длинные сателлиты сдвоенного планетарного ряда; 13-короткие сателлиты сдвоенного планетарного ряда; 14-большая солнечная шестерня сдвоенного планетарного ряда; 15-малая солнечная шестерня сдвоенного планетарного ряда;
А - подводимый крутящий момент
Б - отбор мощности
Передача вращения производится при условии блокировки одного или двух элементов планетарного ряда (солнечной шестерни, коронной шестерни, водила). Блокировку осуществляют соответствующие фрикционные муфты и тормоза. Муфта блокирует элементы планетарного ряда между собой и, тем самым, обеспечивает передачу крутящего момента. Тормоз удерживает конкретные элементы за счет соединения с корпусом коробки. Муфты и тормоза приводятся в действие с помощью гидроцилиндров, которые управляются из распределительного модуля. В конструкции коробки может применяться обгонная муфта, которая удерживает водило от вращения в противоположную сторону. Таким образом, механизмами переключения передач в автоматической коробке являются фрикционные муфты и тормоза. Работа АКПП заключается в выполнении определенного алгоритма включения и выключения муфт и тормозов. Циркуляцию рабочей жидкости в автоматической коробке передач осуществляет шестеренный насос. Насос приводится в действие от ступицы гидротрансформатора. Охлаждение рабочей жидкости в АКПП производит соответствующая система. Рабочая жидкость может охлаждаться в охладителе (теплообменнике), включенном в систему охлаждения двигателя. Ряд конструкций коробок имеет отдельный радиатор рабочей жидкости. На современных автоматических коробках передач применяется электронная система управления, которая включает следующие конструктивные элементы: входные датчики; электронный блок управления коробкой передач; распределительный модуль; рычаг селектора. В системе применяются следующие датчики: частоты вращения на входе коробки передач; частоты вращения на выходе коробки передач; температуры рабочей жидкости; положения рычага селектора; положения педали газа. Электронный блок управления коробкой передач обрабатывает сигналы датчиков и формирует управляющие сигналы на распределительный модуль. В своей работе электронный блок реализует т.н. программу «непрерывной логики» (Fuzzy logic), предусматривающую гибкий алгоритм определения точек перехода на высшую или низшую передачу. Блок управления коробкой передач взаимодействуют с блоком управления двигателем, входящим в систему управления двигателем. Распределительный модуль состоит из электромагнитных клапанов управления переключением передач, электромагнитных клапанов регулирования давления рабочей жидкости и золотников-распределителей выбора режимов работы. Работой электромагнитных клапанов управляет электронный блок управления коробкой передач. Золотники-распределители приводятся в действие посредством рычага селектора. Непосредственное управление АКПП осуществляется рычагом селектора. Выбор нужного режима работы коробки производится перемещением рычага в определенное положение: Р – режим парковки; R – режим заднего хода; N – нейтральный режим; D – движение вперед в режиме автоматического переключения передач; S – спортивный режим. На отдельных коробках реализуется т.н. режим «Кик-Даун» (Kick-Down), предполагающий резкое ускорение автомобиля путем быстрого переключения передач. Некоторые модели автоматических коробок оборудуются функцией ручного переключения передач, т.н. функция Типтроник (Tiptronic).
- Сцепление
- Неисправности сцепления
- Внешние признаки и соответствующие им неисправности сцепления
- Коробка передач
- Механическая коробка передач
- Автоматическая коробка передач
- Роботизированная коробка передач dsg
- Вариатор
- Коробка передач Мультитроник (Multitronic)
- Функция автоматической коробки передач Типтроник (Tiptronic)
- Неисправности коробки передач
- Внешние признаки и соответствующие им неисправности механической коробки передач
- Рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Электроусилитель рулевого управления
- Система активного рулевого управления
- Неисправности рулевого управления
- Внешние признаки и соответствующие им неисправности рулевого управления
- Тормозная система
- Принцип работы тормозной системы
- Электромеханический стояночный тормоз
- Внешние признаки и соответствующие им неисправности тормозной системы
- Обозначение и маркировка автомобильных шин
- Основные причины преждевременного разрушения пневматических шин