logo search
тепловоз

Тахогенератор тепловоза

Для управления силой тока в обмотках возбуждения возбудителя и, следовательно, дополнительного регулирования мощности тягового генератора и ограничения пускового тока на тепловозах ТЭЗ применены тахогенераторы. Такую схему регулирования мощности  называют тахометрической. Тахогенераторами являются генераторы, по напряжению которых можно судить о частоте вращения их якоря, т. е. такие электрические машины, у которых напряжение на выводах прямо пропорционально частоте вращения вала. Тахогенератор, предназначенный для обеспечения более полного использования мощности дизеля тепловоза, имеет условное обозначение Т1  и  представляет собой  генератор постоянного тока мощностью 0,624 кВт. Якорь тахогенератора приводится во вращение от коленчатого вала дизеля. Обмотка возбуждения тахогенератора питается током от вспомогательного генератора, следовательно, возбуждение всегда остается постоянным. Поэтому напряжение тахогенератора зависит только от частоты вращения вала дизеля. Второй тахогенератор Т2 мощностью 0,12 кВт является составной частью узла автоматического регулирования пускового тока (APT). Привод этого тахогенератора также осуществлен от коленчатого вала дизеля. Тахогенераторы Т1 и Т2 на тепловозах ТЭЗ более позднего выпуска объединены в тахометрический агрегат, показанный на рис. 165. Якоря тахогенераторов имеют общий вал, установленный на двух шариковых подшипниках. Магнитные системы тахогенераторов — раздельные.

Рис. 165. Тахометрический агрегат тепловоза ТЭ3

Каждая система состоит из ярма, сердечников, полюсов и обмоток. Корпус тахоагрегата отделен от магнитных систем слоем алюминиевого сплава и является экраном, который предупреждает проникновение магнитных потоков, создаваемых другими электрическими машинами и проводами при прохождении по ним тока, внутрь тахометрического агрегата. Поэтому внешние магнитные поля не влияют на характеристики тахогенераторов. Тахометрическая схема автоматического   регулирования   мощности   дизель-генератора и пускового тока, примененная на тепловозах ТЭЗ, в эксплуатации работает недостаточно устойчиво. В связи с этим для мощных тепловозов ТЭ10, 2ТЭ10Л, ТЭП60 были разработаны более совершенные аппаратные схемы автоматического регулирования с применением объединенных регуляторов частоты вращения и мощности дизелей, а также магнитных усилителей.