logo search
Конспект лекций

Сила сопротивления подъему

Вес автомобиля, который движется на подъеме, можно разло­жить на две составляющие (см. рис. 3.12): параллельную и перпен­дикулярную поверхности дороги. Составляющая силы тяжести, параллельная поверхности дороги, представляет собой силу со­противления подъему, Н:

где Gвес автомобиля , Н; α-угол подъёма,ْ .

В качестве характеристики крутизны подъема наряду с углом α используют величину i, называе­мую уклоном и равную , где Нпвысота подъема; Вп длина его проекции на горизон­тальную плоскость.

Сила сопротивления подъему может быть направлена как в сто­рону движения, так и против него. В процессе подъема она дей­ствует в направлении, противоположном движению, и является силой сопротивления движению. При спуске эта сила, направлен­ная в сторону движения, становится движущей.

Зная силу сопротивления подъему, можно определить мощ­ность, кВт, необходимую для преодоления этого сопротивления:

Рис. 3.16. Зависимости силы сопро­тивления подъему Рп и мощности Nп ,необходимой для его преодоле­ния, от скорости автомобиля

где — скорость автомобиля, м/с.

Зависимости силы сопротивления подъему Рп и мощности NП, необходимой для преодоления этого сопротивления, от скорости автомобиля v приведены на рис. 3.16.