2 Вопрос. Автомобилизация населения.
По уровню автомобилизации населения Россия занимает скромное место в мире. Сегодня на 1000 жителей страны приходится 169 легковых автомобилей. В США этот показатель составляет 767, в Германии – 546, в Японии – 435, во Франции – 495, в Италии –588. Производство легковых автомобилей в России в настоящее время отстает от ведущих автомобильных государств в 4–8 раз. В то же время емкость рынка легковых и грузовых автомобилей находится на уровне 4–5 процентов ВВП, более половины из которых сейчас покрывается за счет импорта. Выпускаемые отечественными производителями автомобили не конкурентоспособны. По этой причине страна ежегодно теряет от 15 до 20 млрд. долл. национального дохода, который уходит в другие страны. Уже почти два последние десятилетия Российский автопром находится в инерционном состоянии не имея конструктивной концепции противостояния мощному натиску агрессивных стратегий западных корпораций, к которым сейчас постепенно присоединяются Китай, Индия и другие государства.
Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни.
Автомобилизация - это оснащенность населения автомобилями, она является важной частью общественного прогресса. Количество автомобилей в мире перешагнуло порог в один миллион еще в 2010 году, на настоящий момент их число продолжает расти, что оказывает существенное влияние на экономику и социальное развитие общества.
Автомобилизация в России развивается быстрыми темпами, но при этом мы еще отстаем от экономически развитых стран Европы, Северной Америки и Азии. По сведениям агентства «Автостат», на сегодняшний день мы находимся на уровне европейских стран 1970-х годов.
На 2012 год Россия занимает 46 место в мире по уровню автомобилизации. Данный показатель в настоящее время составляет 271 автомобиль на каждую тысячу жителей страны - можно сказать, что лишь каждый четвертый гражданин РФ имеет в нашей стране автомобиль. В то же время в США, согласно приведенной статистике агентства «Автостат», уровень автомобилизации на сегодняшний день составляет уже 809 автомобилей на тыс. чел. [7] По данным Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения, каждый пятый житель нашей страны в ближайшие 3 года намерен приобрести автомобиль, поэтому в течение уже нескольких ближайших лет в России может быть зафиксирован значительный рост обеспечения населения автомобильным транспортом. [8]
Рисунок №1. Уровень автомобилизации стран
В зависимости от регионов, уровень автомобилизации населения в России различный: высокий - в крупных городах, средний в приграничных и топливодобывающих регионах (200-579 машин на тысячу жителей), до крайне низкого (от 100 до 60 машин на тысячу жителей) в остальных.
Например, на начало 2013 года Владивосток является самым автомобильным городом России, с уровнем автомобилизации более 450 автомобилей. Кроме этого, городами-лидерами по числу автомобилей названы Сургут, Владивосток, Сочи и Екатеринбург. В Москве и Санкт-Петербурге уровень автомобилизации не превосходит 400, в Петербурге всего 338 автомобилей приходится на 1000 жителей. Из этого можно сделать вывод, что наиболее автомобилизованными являются крупнейшие города и отдельные приграничные регионы, через которые происходит ввоз в РФ иномарок. А далее все за ними. Минимальная автомобилизация в наиболее бедных регионах, а также там, где нет круглогодичных дорог, например, Чукотка.
Влияние автомобилизации
Нельзя рассматривать автомобилизацию только со стороны положительных или негативных аспектов, так как автомобилизация это часть прогресса, а прогресс, как известно, является относительным. Автомобилизация - это тенденция, которая носит необратимый характер и едва ли может быть чем-то заменена. За век развития этого явления и утверждения роли в экономических процессах, мы не раз наблюдали ускорение роста динамики и медленные темпы в том числе. В частности, в нашей стране, из-за плохо развитой транспортной системы. Но не смотря на все обстоятельства, наблюдается тенденция постоянного развития, постоянного эволюционирования автомобилизации как явления.
Положительные аспекты автомобилизации
Автомобиль позволил людям обладать почти ничем ограниченной личной мобильностью, иметь возможность свободно передвигаться.
Личный автомобиль сокращает затраченное на дорогу время, позволяет быть независимым в выборе направления движения и времени, не придется подстраиваться под расписание и маршрут движения автобуса, делает поездки более комфортными - все это может положительно сказываться на работоспособности индивидов.
Только города с транспортной системой, основанной на использовании частных автомобилей и общественного транспорта, обеспечивают мобильность всех слоев населения
Автомобилизация способствует росту показателя доступности - возможности перемещаться между различными точками деловой активности. В нашей стране большинство населенных пунктов и около 80% производственных структур не имеют подъездных путей, кроме как автомобильной дороги, поэтому люди не всегда имеют другую альтернативу личным автомобилям.
Положительные моменты по грузовому и служебному транспорту:
Грузовой транспорт - система жизнеобеспечения для любого города - альтернатив ему на сегодняшний день нет.
Сегодня в России 56% общего объема перевозок грузов и 8,6% общего грузооборота приходится на автомобильный транспорт. В последнее время перевозки автомобильным транспортом растут, а железнодорожным сокращаются. С одной стороны, это объясняется ростом конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сферах рынка транспортных услуг, с другой стороны, это вызвано стремлением железной дороги возить преимущественно массовые, наиболее выгодные, виды грузов. Развитие грузовых автомобильных перевозок позволяет располагать производство и объекты торговли на значительном расстоянии от железнодорожных станций и портов.
- 1 Вопрос. Характеристика автомобильного парка России.
- 2 Вопрос. Автомобилизация населения.
- 3 Вопрос. Роль и назначение предприятий автосервиса.
- 4 Вопрос. Причины изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации. Изнашивание, пластическая деформация, коррозия.
- 5 Вопрос. Отказ как событие нарушение работоспособности изделия.
- 6 Вопрос. Понятие о наработке, ресурсе, отказе, надёжности и работоспособности.
- 7 Вопрос. Влияние скорости, нагрузочных режимов, дорожных условий и других факторов на изнашивание узлов расход топлива и экологию.
- 8 Вопрос. Понятия об условиях эксплуатации.
- 9 Вопрос. Особенности эксплуатации автомобилей индивидуального пользования и предприятий без собственной производственной базы.
- 10 Вопрос. Техническая эксплуатация и автомобильный сервис как система обеспечения работоспособности автомобиля.
- 11 Вопрос. Цели и основы планово-предупредительных систем то и р автомобиля.
- 12Вопрос. Системы технической эксплуатации автомобилей в других промышленных развитых странах.
- 13 Вопрос. Виды то и тр.
- 14 Вопрос. Роль диагностики в производственном процессе.
- 15 Вопрос. Общая характеристика предприятий автосервиса.
- 16 Вопрос. Определение понятия технической эксплуатации автомобиля.
- 17 Вопрос. Определение понятия технологический процесс, рабочий пост, рабочее место.
- 18 Вопрос. Методы и средства проведения диагностических работ.