3 Модернизированная система асу Интервал-2
Для решения задач оперативного управления движением автобусов на маршрутах в средних и больших городах (в т.ч. и в г. Гомеле) применяется автоматизированная система АСУ-ИНТЕРВАЛ-2, которая предназначена длятекущего планирования,составление расписаний, суточных нарядов на выпуск, планированиерезерва,а такжедля диспетчерского управленияи выбора организационно-экономических мер воздействий по результатам анализа исполненного движения.
В системе АСУ-ИНТЕРВАЛ-2 все маршруты распределены по трем категориям:
1.маршруты с интервалами движения в "часы пик"более 15 мин.;
2.маршрутами с интервалами движения в "часы пик"от 6 до 15 мин.;
3.маршруты с интервалами движения в "часы пик"менее 6 мин.
Система способна контролировать и осуществлять управление объектом следующей размерности:
количество подвижных единиц –– 500;
количество маршрутов –– 99;
количество подвижных единиц на одном маршруте –– 30;
количество контрольных пунктов (КП) –– 99;
количество КП на рейс –– 7;
минимальное количество КП на рейс –– 1;
Система обеспечивает выполнение следующих основных функций:
контроль за точностью и регулярностьюдвижения подвижных единиц (автобусов) на маршрутах с определением величины отклонения от утвержденного расписания движения, и выдачей диспетчеру в реальном масштабе времени рекомендаций о компенсации допущенных отклонений;
выдача диспетчеру сообщений о предполагаемом сходе автобуса с маршрутапри отсутствиитрех отметок подрядпри прохождении контрольных пунктов маршрута;
выдача диспетчеру сообщений об отсутствии плановой отметки на КП маршрута при изменении состояния подвижной единицы (начало обеденного перерыва, начало отстоя, начало работы, конец отстоя, конец работы на маршруте);
выдача рекомендаций по использованию резервапри сходе автобуса с маршрута или переключению графика с маршрута на маршрут (или по раздвижке интервалов);
связь с водителями;
автоматический пересчет расписаниядвижения в реальном времени при необходимости,
передачу на информационное табло КП информации водителю о принятии его отметки приемным устройством контрольного пункта, информации о времени отклонения от расписания движения в минутах, команд управления, а также информации об изменении расписания движения;
получение диспетчером по запросам оперативных данных о состоянии маршрутов, транспортных средств, итогам работы за выбранный период по выбранному маршруту каждого из водителей;
получение итоговых форм по учету и анализу работы водителей, бригад, маршрутов, диспетчерского персонала, технических средств системы за сутки, декаду, месяц;
интерфейс с АСУ-АВТОПАРК (исключается дополнительная обработка путевого листа).
В связи с моральным и физическим износом системы АСУ Интервал-2, отсутствием запасных частей и оборудования для ремонта назрела необходимость ее модернизации.
В декабре 2005 года прошло апробирование опытных образцов оборудования, изготавливаемого на УП “Лёс” в городе Орша, основанных на использовании радиосвязи.
Принцип действия аналогичен существующей системе АСУ Интервал-2, но без использования проводных линий связи.
В состав оборудования входит:
- радиостанция “Роса”, расположенная на ЦДС, с радиусом действия до 20 км;
- контрольные пункты, оборудованные радиостанцией “Роса”, КП может устанавливаться в закрытых помещениях с обеспечением электропитанием;
- подвижные единицы оборудуются “радиомаячками”, устанавливаемыми в кабине водителя, радиус действия 100-150 метров до КП.
Для отметки на КП водителю необходимо нажать кнопку на маячке. Сигнал поступает на КП, затем на ЦДС, где на рабочем месте оператора появляется информация в режиме реального времени. Программное обеспечение разработано в Витебском КИВР и позволяет осуществить контроль за движением автобусов как в режиме реального времени, таки с заданной периодичностью. Получаемая итоговая информация позволяет производить автоматизированную обработку путевого листа в полном объеме (расчет топлива и заработной платы).
Пробная экспериментальная эксплуатация в городе Витебске по отзывам работников ЦДС показала надежную работу оборудования и заслужила положительной оценки. Руководством принято решение о переводе АСУ Интервал-2 на новое оборудование. В настоящее время заводом УП “Лёс” проводится сертификация оборудования и подготовка его к производству.
Ориентировочная стоимость оборудования:
- радиостанция на ЦДС – 1,5 млн. руб.;
- оборудование контрольного пункта – 2,5 млн. руб.;
- оборудование подвижной единицы (маячок) – 200 тыс. руб.
Цены приведены без НДС. Стоимость программного обеспечения пока не определена.
Возможна модернизация существующей системы АСУ Интервал-2 в городе Гомеле и организация контроля за движением всех видов городского пассажирского транспорта через единую ЦДС.
Преимуществами являются:
полностью белорусское оборудование и возможность его обслуживания и ремонта с привлечением специалистов завода-изготовителя;
отсутствие проводных линий связи, что снижает эксплуатационные затраты и повышает надежность работы системы;
относительно небольшая стоимость оборудования;
наличие обученного персонала ЦДС в системе существующей АСУ Интервал-2, так как нет принципиальных отличий в работе после модернизации.
Схема информационного взаимодействия модернизированной системы АСУ Интервал-2 представлена на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 - Схема информационного взаимодействия модернизированной системы АСУ Интервал-2.
- 1 Автоматизированная система диспетчерского управления
- 2 Автоматизированная радионавигационная система диспетчерского управления пассажирским транспортом асу-навигация
- 3 Модернизированная система асу Интервал-2
- 4 Система диспетчеризации городского транспорта (сдгт)
- 5 Система контроля перемещения транспорта на базе gps - Шкипер
- 6 Прочие асду, применяемые в странах снг