3.15. Динамические факторы автомобиля
У автомобиля различают динамический фактор по тяге и динамический фактор по сцеплению. Это безразмерные величины, выражаемые в долях единицы или процентах.
Динамическим фактором по тяге называется отношение разности тяговой силы и силы сопротивления воздуха к весу автомобиля:
Значения динамического фактора по тяге позволяют судить о тягово-скоростных свойствах конкретного автомобиля при разных нагрузках и сравнивать тягово-скоростные свойства различных автомобилей. При этом чем больше динамический фактор по тяге, тем лучше тягово-скоростные свойства и выше проходимость автомобиля: он способен развивать большие ускорения, преодолевать более крутые подъемы и
буксировать прицепы большей массы.
Максимальные значения динамического фактора по тяге составляют 0,3... 0,45 для автомобилей ограниченной проходимости и 0,6...0,8 — для автомобилей высокой проходимости.
Динамический фактор по тяге часто называют просто динамическим фактором.
Его значение ограничено вследствие наличия сцепления колес с дорогой. Для безостановочного движения автомобиля без пробуксовки ведущих колес необходимо выполнение следующего условия:
где D.cц — динамический фактор по сцеплению.
Динамическим фактором по сцеплению называется отношение разности силы сцепления и силы сопротивления воздуха к весу автомобиля
Так как буксование ведущих колес обычно происходит при малой скорости движения и большой тяговой силе, то влиянием силы сопротивления воздуха можно пренебречь. Тогда динамический фактор по сцеплению
где G2 — вес, приходящийся на ведущие колеса.
Для установления связи между динамическим фактором и условиями движения представим уравнение движения автомобиля (3.20) в следующем виде:
или
Разделив обе части последнего уравнения на вес О, получим уравнение силового баланса автомобиля в безразмерной форме:
(3.22)
При равномерном движении ускорение равно нулю. Тогда
I — I I I — передачи I`—I передача при уменьшенной подаче топлива; — максимальная скорость автомобиля; — максимальная скорость автомобиля для конкретных дорожных условий
- 1. Эксплуатационные свойства автомобиля
- 1.1. Общие сведения
- 1.2. Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля
- 1.3. Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля
- 1.4. Условия эксплуатации автомобиля
- 2. Двигатель и его характеристики
- 2.1. Скоростные характеристики двигателей
- 2.2. Нагрузочные характеристики двигателей
- 2.3. Регулировочные характеристики двигателей
- 3. Тягово-скоростные свойства
- 3.1. Показатели тягово-скоростных свойств
- 3.2. Силы, действующие на автомобиль при движении
- 3.3. Мощность и момент, подводимые к ведущим колесам автомобиля
- 3.4. Потери мощности в трансмиссии. Кпд трансмиссии
- 3.5. Радиусы колес автомобиля
- 3.6. Скорость и ускорение автомобиля
- 3.7. Реакции дороги, действующие при движении на колеса автомобиля
- При качении по недеформируемой дороге:
- 3.8. Тяговая сила и тяговая характеристика автомобиля
- 3.9. Тяговая характеристика автомобиля с дополнительной коробкой передач
- 3.10. Сила и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой
- 3.11. Силы сопротивления движению и мощности, затрачиваемые на их преодоление
- Сила сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению
- Скорости движения (а), давления воздуха в шине (б) и момента, передаваемого через колесо (в)
- Сила сопротивления подъему
- Сила сопротивления дороги
- Сила сопротивления воздуха
- Сила сопротивления разгону
- Коэффициент учета вращающихся масс
- 3.12. Уравнение движения автомобиля
- 3.13. Силовой баланс автомобиля
- 3.22. График силового баланса автомобиля:
- 3.14. Силовой баланс автомобиля при различной нагрузке
- 3.15. Динамические факторы автомобиля
- 3.16. Динамическая характеристика автомобиля
- 3.17. Динамический паспорт автомобиля
- 3.18. Динамический паспорт автопоезда
- 3.19. Мощностной баланс автомобиля
- 3.20. Степень использования мощности двигателя
- 3.21. Разгон автомобиля
- Ускорение при разгоне
- Время и путь разгона
- 3.22. Динамические нормальные реакции на колесах автомобиля
- 3.23. Динамическое преодоление подъемов
- 3.24. Движение накатом
- 3.25. Влияние различных факторов на тягово-скоростные свойства автомобиля