3.1 Стрелочные переводы
Это устройство, предназначенное для перевода подвижного состава с одного пути на другой.
На сети дорог эксплуатируется около 170 тыс. стрелочных переводов различных типов и марок. То есть одна стрелка в среднем на каждые 700м пути. Среди них – большое количество устройств устаревшей конструкции. Они и определяют невысокую скорость движения на станциях и участках.
Стрелочные переводы можно классифицировать по назначению (числу и расположению соединяемых путей), взаимному расположению, типу рельсов, марке крестовины и т.п.
Стрелочный перевод состоит из стрелки, соединительных путей и крестовинной части.
Рис. 19 Основные элементы одиночного обыкновенного стрелочного перевода
1 – флюгарочный брус; 2 – соединительная тяга; 3,9 – рамные рельсы; 4 – остряк, 5 – упорная нить переводной кривой; 6 – контррельс; 7 – крестовина;
8 – переводные брусья; 10 – переводной механизм.
Стрелочный перевод опирается на переводные брусья.
Брусья бывают деревянные и железобетонные. Длина переводных брусьев меняется от 3 до 5,5м.
Длина брусьев меняется с шагом в 25см для деревянных (3;3,25;3,50;3,75 и т.д.). Длина железобетонных брусьев (3,0;3,10;3,20;3,30 и т.д.)
Движение от остряков к крестовине называется противошерстным, а от крестовины к острякам пошерстным.
Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, двух комплектов корневых устройств, комплекта переводного механизма с тягами, упорных и опорных устройств.
Рамные рельсы отличаются от путевых рельсов наличием в шейке отверстий для прикрепления упорных болтов (упорных накладок), самого рамного рельса к башмакам, корневых болтов и деталей переводного механизма, а для укрытия острия остряка от ударов колёс делается подстрожка боковой рабочей грани головки.
Рамные рельсы прикрепляют к брусьям с помощью стрелочного башмака, который состоит из подкладки, стрелочной подушки с пазухой для подошвы рамного рельса и упорки с деталями её крепления. Продольному и поперечному перемещению рамных рельсов препятствуют болты, проходящие через шейку рельсов, и упорки, прикреплённые к подушкам.
Для обеспечения постоянства ширины колеи между рамными рельсами устраиваются поперечные связи, в качестве которых применяются разрезные связные полосы. Количество связных полос в стрелке зависит от типа, марки и назначения стрелочного перевода (в переводах Р65 — пять связных полос).
Остряки изготовляют из прокатного профиля специального острякового рельса пониженной высоты по сравнению с рамным рельсом типов ОР75, ОР65, 0Р50 и 0Р43. Эти рельсы имеют мощное поперечное сечение. Меньшая высота остряка по отношению к рамному рельсу позволяет укладывать последние без строжки их подошвы. Передний конец остряка называют остриём, задний — корневой частью.
Остряки бывают жесткие и гибкие, у гибких остряков ослаблена часть подошвы в зоне корневого стыка за счет этого он упруго изгибается.
Различают остряки прямые и криволинейные.
Криволинейные остряки могут быть касательного и секущего типов.
В остряке секущего типа его рабочий кант пересекает рабочий кант рамного рельса под углом , который называется начальным углом остряка. Угол , образованный рабочим кантом рамного рельса и касательной к рабочему канту остряка в его корне, называется стрелочным углом (10 – 20).
Тяги - по назначению тяги бывают рабочие и соединительные.
Рабочие передают усилие от переводного механизма на остряк для его перемещения. Соединительные тяги обеспечивают правильную форму остряков в плане.
Крестовина - предназначена для устройства пересечения рельсовых нитей в одном уровне.
Наиболее важным параметром стрелочного перевода является марка крестовины М, которая определяется следующим образом:
где α — угол крестовины; N — целое число.
Все крестовины по конструкции разделяются на две основные группы:
без подвижных элементов
с подвижными элементами
Кроме того, различают крестовины острые и тупые.
В простых стрелочных переводах крестовины острые, в перекрёстных переводах и глухих пересечениях имеются как острые, так и тупые.
Рисунок 20 Схема крестовины
На линии Москва—Санкт-Петербург используют стрелочные переводы с крестовиной марки 1/11, предназначенные для движения пассажирских поездов по прямому пути со скоростью 200км/ч. Конструктивной особенностью этого перевода является наличие крестовины, имеющей гибкий подвижной сердечник. В рабочих положениях такой сердечник плотно прилегает к соответствующей боковой грани усовика крестовины, благодаря чему образуется непрерывная поверхность катания для колес подвижного состава.
Крестовины с подвижными элементами, должны переводиться одновременно с остряками, и движение по ним возможно только по той колее, на которую переведена крестовина.
Крестовины с подвижными элементами вместе с приводами в целом дороже как в изготовлении, так и в эксплуатации, зато позволяют обходиться без контррельсов и без разрыва рельсовой колеи, которое неизбежно в неподвижных крестовинах в тех местах, где траектория гребня колёс пересекает рельсовую нить другого направления. За счёт этого крестовины с подвижными элементами позволяют достигать гораздо большей плавности прохождения подвижного состава и уменьшать ударные нагрузки, а значит — и повышать допустимые скорости.
От последней ординаты переводной кривой начинается прямая вставка по боковому пути и заканчивается на некотором расстоянии от крестовины.
Прямая вставка предназначена для того чтобы колесная пара на крестовину накатывались прямолинейно, чтобы не возникало дополнительной центробежной силы.
Вредное пространство – расстояние от горла до начала сердечника, где имеет разрыв рельсовая нить, поэтому гребень в этом месте не направляется, что может привести к попаданию гребня в враждебный желоб, поэтому напротив вредного пространства устанавливают контррельсы.
Рисунок 20 Схема крестовинного блока
Контррельсы служат для направления и ограничения поперечного смещения в рельсовой колее колесных пар подвижного состава, а также уменьшения износа.
Стрелочный перевод имеет центр – это точка в которой пересекаются оси сходящихся путей.
Соединительные пути – соединяют стрелку с крестовинной частью.
Боковой путь криволинейный называется переводной кривой. Переводная кривая начинается от корня остряка и кончается на некотором расстоянии перед МЦ крестовины.
Наружную нить переводной кривой содержат по ординатам, а внутреннюю по шаблону.
Радиусы переводных кривых: для Р 65 марки 1/11 – 300м,
для Р 65 марки 1/9 – 200м.
- Словарь терминов и понятий
- Основные элементы железнодорожного пути:
- Тема 1 нижнее строение пути
- 1.1 Земляное полотно
- Выправка пути на ж. Б. В зимнее время
- Устройство отвода рельсов на участках с пучинами
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Верхнее строение пути
- 2.1 Балластная призма
- 2.2 Рельсы
- Рельсы старогодние и дефектные
- Признаки, определяющие дефектные рельсы:
- Пропуск поездов по остродефектным рельсам.
- 2.3 Шпалы
- Деревянные шпалы
- Железобетонные шпалы
- Подуклонка рельсов
- Эпюра шпал
- 2.4 Промежуточные скрепления
- 2.5 Стыковые скрепления
- Изолирующие стыки
- 2.6 Угон пути
- 2.7 Устройство рельсовой колеи
- Виды неисправностей рельсовой колеи
- Устройство рельсовой колеи в кривых
- Усиление пути в кривых
- 2.8 Бесстыковой путь Конструкция бесстыкового пути
- Железнодорожные переезды
- Путевые и сигнальные знаки
- Инструмент строгого учета
- Контрольные вопросы:
- Тема 3 виды соединений и пересечений путей
- Глухие пересечения бывают прямоугольные и косоугольные
- Стрелочные улицы
- Съезды путей
- Для поворота на 1800 как отдельных единиц железнодорожного подвижного состава, так и целых поездов служат поворотные круги, путевые петли и путевые треугольники.
- 3.1 Стрелочные переводы
- Содержание стрелочных переводов по шаблону и уровню
- Закрестовинная кривая
- Закрепление стрелочного перевода от угона
- Неисправности стрелочных переводов
- Измерительный инструмент, применяемый при текущем содержании пути.