logo search
СТОУАС

8 Вопрос. Понятия об условиях эксплуатации.

 Понятие об условиях эксплуатации автомобильных транспортных средств. Транспортные, дорожные и природно – климатические условия.

Условия эксплуатации подразделя­ются на транспортные, природно-кли­матические и дорожные.

Транспортные условия ха­рактеризуются особенностями перево­зимого груза и организацией перевозок, включая организацию погрузочно-раз­грузочных работ. Этими условиями определяются такие характеристики автомобиля, как грузоподъемность, вместимость кузова, приспособленность для погрузочно-разгрузочных работ, запас хода и др.

Природно-климатические условия характеризуются темпера­турой воздуха и ее сезонными и суточ­ными изменениями, влажностью и ско­ростью ветра. По этим факторам раз­личают зоны умеренного, холодного (арктического) и жаркого климата.

Автомобили, предназначенные для перевозок по территории зоны холодного климата, должны иметь все системы и устройства, прежде всего двигатели и кабины, приспособленные для надежной работы при температурах воздуха до 60 °С. Кабина водителя автомобиля и пассажирский салон автобуса должны иметь надежную автономную систему отопления. Шины, все резинотехнические и полимерные детали должны быть изготовлены из морозостойкого материала. Эксплуатационные материалы должны иметь характеристики, позволяющие применять их при низких температурах. Промышленностью уже создан ряд разновидностей серийных автомобилей в специальном исполнении. выпускаемых заводами страны. Для их обозначения к марке автомобиля добавляется буква «С».

По природно-климатическим условиям зона жаркого климата подразделяется на три категории: пустынную, высокогорную и субтропическую, имеющие свои характерные особенности. Пустынная часть характеризуется температурой атмосферного воздуха, достигающей 45-48°C. Поверхность грунта нагревается до 70-80 °С. Лето жаркое, сухое. Недостаток влаги способствует образованию большого количества пыли, особенно на лессовых грунтах. Высокогорная часть зоны достигает высоты до 4790 м над уровнем моря. Высота горных перевалов может превышать 2000 м. При этом из-за снижения атмосферного давления существенно уменьшается мощность двигателя (на 30-40 %) и соответственно снижаются тягово-скоростные свойства автомобиля. Для дорог в высокогорной местности характерны длительные подъемы и спуски на перевальных участках протяженностью до 15-20 км. В плане высокогорные дороги могут иметь значительную извилистость с крутыми поворотами, ограничивающими возможность применения автобусов с большой габаритной донной.

Дорожные условия опреде­ляются типом и состоянием дорожного покрытия и дорожных сооружений (уз­лов, мостов, путепроводов), рельефом местности и интенсивностью движения. От дорожных условий зависит макси­мальная нагрузка на мост автомобиля и основные эксплуатационные характе­ристики, методы, обеспечения которых изучаются в теории автомобиля: тягово-динамические, экономические и тор­мозные характеристики, устойчивость и управляемость, плавность хода и про­ходимость.