logo search
отчет по ознакомит

3.3 Сортировочная горка

Сортировочная горка в сортировочных станциях — вид железнодорожного сортировочного устройства для расформирования и формирования составов из грузовых вагонов, использующий для перемещения вагонов земное тяготение, то есть скатывание вагонов и групп вагонов с уклона. Сортировочные горки являются одними из наиболее высокопроизводительных сортировочных устройств

Сортировочная горка состоит из трех основных элементов:

- надвижной части (она представляет собой наклонный участок пути, имеющий перед вершиной горки подъем обычно не менее 8% на протяжении 50 м для облегчения расцепки вагонов и остановки их в случае прекращения роспуска);

- вершины горки (это площадка, сопрягающая надвижную и спускную части);

- спускной части (она представляет собой участок пути между вершиной горки и расчетной точкой). Расчетной называется точка, до которой должен дойти спущенный с вершины горки вагон с плохими ходовыми качествами при неблагоприятных условиях и большом сопротивлении движению пути. Эта точка находится на расстоянии 50-100 м от наиболее удаленного предельного столбика входной горловины сортировочного парка.

Существует 16 основных путей, т.е. можно формировать 16 поездов сразу и 5 вспомогательных путей, как правило они используются под транзит, т.е. когда весь состав идёт в адрес одного клиента, этот состав подаётся на транзитный парк, потом локомотивная бригада становится во главе локомотива и вместе с данным составом едет по направлению. После того как мы сформировали состав, оформили документы, сделали сверку пломбировок и т.д., документы передаются локомотивной бригаде через пневмопочту и локомотивная бригада с составом уходит до следующей станции. На следующей станции операция повторяется либо на 100%, либо поезд транзитом уходит дальше, если его не нужно перераспределять

Сортировочными являются станции, служащие для массового расформирования и формирования грузовых поездов. Здесь перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки со сходящихся направлений и формируют поезда, идущие на большие расстояния без переработки на однопутных станциях. Кроме того, на сортировочных станциях формируют участковые, сборные и передаточные поезда, следующие на грузовые станции. Сортировочные станции устраивают в районах массовой погрузки или выгрузки грузов, на подходах к крупным промышленным центрам, в узловых пунктах железных дорог, где имеет место значительное сосредоточение вагонопотоков.

Основные принципы построения технологического процесса:

-Непрерывность обработки поездов и вагонов, и ликвидация простоя их в ожидании последующих операций.

-Сокращение времени на выполнение каждой операции.

-Максимальная параллельность операций с поездами и группами вагонов

-Слаженность в действиях работников разных специальностей.

-Диспетчерское руководство работой станции.

Различают сортировочные станции с параллельным, последовательным и комбинированным расположением парков приема, сортировки и отправления поездов. По числу сортировочных систем станции могут быть односторонними и двусторонними. Двусторонние имеют две системы сортировочных устройств, каждая из которых перерабатывает вагоны определенного направления: четного или нечетного. На односторонних станциях в сортировочном парке перерабатываются вагоны обоих направлений. По способу производства маневров сортировочные станции разделяют на горочные и без горочные.

Каждая станция формирования поездов, как правило, имеет три основных парка: парк прибытия, сортировочный и парк отправления. Однако существует целый ряд примеров, когда станция формирования поездов не имеет всех этих основных парков. Функции отсутствующих парков, в этом случае, выполняют другие парки. Так, например, у нечетной сортировочной системы станции Гомель отсутствует сортировочный парк. Его функцию выполняет парк приема.

Имеется также ряд других парков:

- Транзитный парк предназначен для обслуживания транзитных поездов. При малом их числе этот парк отсутствует, и транзитные поезда обслуживают в парке приема, а иногда в парке отправления.

- Парк накопления служит для накопления вагонов для повторной их сортировки по отдельным станциям назначения или с определенными технологическими целями.

- Сортировочный парк служит для накопления расцепленных на горке вагонов в соответствии с отдельными назначениями плана формирования поездов, местами дальнейшей обработки или назначения.

- Парк отправления предназначен для завершения обработки составов и подготовки их к отправлению со станции или передачи на другие пути и в районы сортировочной станции.

В зависимости от объема переработки вагонов и числа сортировочных путей различают сортировочные горки большой, средней и малой мощности.

Гомельская сортировочная горка считается мощной, на горку выходит две ветки (два пути), это позволяет переработать за сутки 1200 вагонов. Поэтому для того чтобы ускорять процесс переработки, применяются две тормозные позиции, т.е. процесс довольно механизирован. Первая, называемая интервальной, располагается за скоростным уклоном и имеет назначение – регулировать интервалы между отцепами для возможности перевода стрелок и подготовки замедлителей к торможению. Вторая позиция, называемая целевой, располагается перед каждой группой (пучком) путей сортировочного парка для прицельного торможения вагонов с тем, чтобы они

как можно ближе подошли к стоящим в сортировочном парке вагонам. В ряде случаев прицельное торможение осуществляется с помощью ручных тормозных башмаков. Тормозные позиции работают от жатого воздуха. Скорость движения вагона изначально на сортировочной горке до 30 км/ч она гасится до 5-8 км/ч за счёт тормозной позиции и вагон вкачивается в парк формирования (приёмоотправочный парк) на минимальной скорости и за счёт автосцепки происходит сцепка вагонов между собой. Таким образом формируется состав.

Управление станцией осуществляет начальник, который несет ответственность за выполнение возложенных на него задач и организует ее работу на основе технологического процесса. На сортировочных, а также на ряде других крупных станциях осуществляется диспетчерское управление станционной работой. Всей оперативной работой руководит сменный маневровый диспетчер. Маневровый диспетчер координирует деятельность всех цехов станции, составляет оперативные планы работы с дежурными по отделению, дежурным по локомотивному депо, сменным мастером пункта технического осмотра вагонов и обеспечивает выполнение этих планов. Обязанность дежурного по станции – руководство приемом, отправлением и пропуском поездов, маневровыми передвижениями из одного района станции в другой, а также выездом на главные пути. Приказы дежурного по станции о приеме, отправлении поездов и передвижению маневровых локомотивов обязательны не только для работников станции, но и для маневровых и поездных локомотивных бригад, осмотрщиков вагонов.

Дежурный по горке на сортировочной станции руководит роспуском составов, в его подчинении находятся помощники составителя, операторы механизированных горок, башмачники. Расчетом веса и длины составов, проверкой правильности формирования поездов и оформлением документов на поезд занимаются работники технических контор. Их работой на станциях руководит начальник технической конторы.