7. Технико-эксплуатационные показатели использования судов речного флота.
Производительность судна — транспортная работа в тонно-километрах или пассажиро-километрах в единицу времени (обычно сутки), исчисляемая на 1 л.с. или 1 т грузоподъемности. Различают чистую и валовую производительность судна.
Чистая производительность характеризует использование судна во время движения в груженом состоянии. Определяется делением общей суммы тонно-километров данного вида работ на сило-сутки (тоннаже-сутки) хода в груженом состоянии.
Валовая производительность — показатель, характеризующий использование судна в течение всего затраченного эксплуатационного времени, т. е. времени движения в груженом и порожнем состояниях, времени всех стоянок и работ нетранспортного характера. Определяется делением общих тонно-километров на сило-сутки (тоннаже-сутки) нахождения судна в эксплуатации.
Показатели использования судов по загрузке отражают степень использования грузоподъемности и мощности судов.
Показатель использования грузового судна по грузоподъемности, т/т тоннажа, определяют делением массы груза, погруженного в судно, Qэ, на регистрационную грузоподъемность Qр:
ε = Qэ /Qр
Средняя нагрузка на 1 т грузоподъемности грузового судна Ргр определяется делением тонно-километров ∑Qlхгр (где lхгр — протяженность хода судна с грузом) на тоннаже-километры ∑Qplxrp с грузом:
Ргр = ∑Qlхгр / ∑Qplxrp.
Средняя нагрузка на 1 л. с. мощности буксирных судов Рб определяется делением тонно-километров ∑Qlхгр, выполненных в груженых рейсах, на сило-километры ∑Nlхгр с составом груженых судов и плотов:
Рб = ∑Qlхгр / ∑Nlхгр .
Доля ходового времени с грузом аг определяется делением тоннаже-суток хода судна с грузом ∑Qрtхгр на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации ∑Qptэ:
аг = ∑Qрtхгр / ∑Qptэ .
Средняя производительность 1 т грузоподъемности самоходных и несамоходных судов Мэгр определяется делением тонно-километров ∑Ql на общее количество тоннаже-суток ∑Qtэ в эксплуатации:
Мэгр = ∑Ql / ∑Qtэ .
Время оборота судна — время, затраченное на движение судна от пункта погрузки до пункта выгрузки и обратно, включая время, необходимое на начальные и конечные операции (погрузка, выгрузка, шлюзование и др.), задержки в пути и технические операции. Определяется сложением стояночного времени tст; времени, затрачиваемого на маневры, tм; ходового времени tх:
Тоб = tст + tм + tх .
- Внутренний водный (речной) транспорт
- 1. Роль речного транспорта в экономике России.
- 2. Сфера применения и структура речного флота в современных условиях.
- 3. Речные пути и подвижной состав речного транспорта
- 4. Преимущества и ограничения использования внутреннего водного транспорта.
- 5. Технология работы речного транспорта:
- 7. Технико-эксплуатационные показатели использования судов речного флота.
- 8. Показатели работы портов.