logo search
оригинал ЛР3

Функция автоматической коробки передач Типтроник (Tiptronic)

Типтроник (Tiptronic) является запатентованным торговым названием функции (режима) ручного переключения передач, реализуемой в автоматической коробке передач. Помимо потребительских качеств, данная функция позволяет контролировать динамику автомобиля при определенных режимах работы двигателя (торможение двигателем и др.), чего не может обеспечить автоматическая коробка передач. Функция Tiptronic применяется на автоматических коробках передач, устанавливаемых на автомобили концерна Volkswagen (VW, Audi, Skoda, Seat, Porshe), а также на роботизированных коробках передач DSG, S-Tronic и вариаторе Multitronic. Вместе с тем, название Типтроник, благодаря широкому распространению ручного режима на автоматических коробках передач, стало нарицательным. В ряде источников информации Tiptronic (по аналогии с другими «трониками») представляют отдельной конструкцией автоматической коробки передач, что по сути неверно. Типтроник является только функцией АКПП. Аналогичная функция под названием Стептроник (Steptronic) реализуется на автомобилях BMW. Режим Tiptronic осуществляется посредством рычага селектора автоматической коробки передач. Для этого в кулисе селектора предусмотрен специальный вырез со знаками «+» и «-». В ряде комплектаций автомобилей на рулевом колесе устанавливаются переключатели передач (т.н. подрулевые «лепестки»). Функция реализуется с помощью специальной программы, заложенной в электронный блок управления коробкой передач. Работу системы Типтроник обеспечивают следующие устройства: датчики в селекторе коробки передач; переключатели на рулевом колесе. В селекторе коробки передач может устанавливаться от одного до трех (в зависимости от конструкции) датчиков: один – для включения режима, другой – для переключения на высшую передачу и третий – для переключения на низшую передачу. Сигналы от датчиков и переключателей передаются в электронный блок управления, где запускается соответствующая программа. Блок управления, в свою очередь, дает команды на переключения передач. При нажатии на подрулевые «лепестки» система управления переводит коробку в ручной режим, миную переключение рычага селектора. После использования переключателей по истечении определенного времени система управления самостоятельно переводит коробку в автоматический режим. На коробке передач Multitronic функция Tiptronic осуществляется за счет программирования фиксированных передаточных чисел в вариаторе.