logo search
СТС-Логистикс(отчёт) (2)

3.2. Технология переработки контейнеров в морских портах

Технология механизированного выполнения перегрузочных работ в морских портах направлена на интенсификацию процессов обработки морских судов, замену ручного труда машинным, автоматизацию управления работой отдельных перегрузочных машин, создание условий для поэтапного перехода к автоматизации всего перегрузочного процесса, экономию ресурсов и электроэнергии, предотвращение загрязнения окружающей среды.

Решение всех этих задач сопровождается ростом производительности труда, снижением эксплуатационных расходов, улучшением условий труда. Наилучшие результаты обеспечиваются при замене универсальных перегрузочных причалов специализированными терминалами.

Уровень механизации перегрузочных процессов с грузами, перевозимыми в контейнерах, зависит от объема переработки, характеристики грузов, доставляемых в контейнерах, структуры контейнерного парка, типа судов и их технико-эксплуатационных характеристик, устройства и оснащенности портовых терминалов, разветвленности контейнерных потоков по их назначениям, энерговооруженности терминалов, вида транспорта, связывающего терминалы с внутренними районами порта.

В морских портах перегружаются средне- и крупнотоннажные контейнеры. Первые перегружаются на специализированных причалах, оборудованных портальными кранами грузоподъемностью 3, 5, 10 т (устанавливаются на кордоне причала).

Для внутрискладских работ, сортировки и погрузки контейнеров на железнодорожные платформы применяют козловые либо башенные краны. Для размещения контейнеров на отведенных площадках территории порта используются авто-198 погрузчики с консольной стрелой грузоподъемностью 5 и 10 т. Контейнеры, перегружаемые кранами, на площадках складируются с установкой их один на один в два яруса, а на площадках тыловых складов – в один ярус.

На контейнерных причалах в морских портах частично используются также мостовые краны для переработки контейнеров массой брутто 3 и 5 т. Они применяются в сочетании с другими типами кранов, в том числе с работающими непосредственно на причалах.

Применение мостовых кранов, отличающихся более высокими скоростями работы, ускоряет переработку контейнеров, позволяет улучшить использование складских площадей, устраняет необходимость автопогрузчиков для развоза контейнеров благодаря многоярусному штабелированию контейнеров.

Крупнотоннажные контейнеры при небольшом поступлении могут перегружаться на универсальных причалах, предназначенных для перегрузки, штучных грузов, при условии, что грузоподъемность применяемых кранов на захватной раме или на траверсе со стропами, заканчивающимися замками для строповки контейнеров за их нижние угловые фитинги, соответствует весу крупнотоннажных контейнеров.

При наличии кранов с недостаточной грузоподъемностью их спаривают с соблюдением правил техники безопасности выполнения перегрузочных работ. Производительность таких кранов низкая из-за длительности цикла работ (5-10 мин). С целью повышения их перерабатывающей способности краны модернизируют: увеличивают рабочие скорости, удлиняют рабочий вылет стрелы, усиливаются металлоконструкции.

При годовом грузообороте свыше 15 тыс. контейнеров (в 6,1-метровом эквиваленте) их перегрузку осуществляют на механизированных терминалах. На них при устойчивых контейнеропотоках погрузка контейнеров с судов-контейнеровозов и выгрузка с них осуществляются причальными перегружателями, а внутрискладские – автоконтейнеровозами и другими специализированными машинами.

Указанными погрузчиками создаются значительные нагрузки на покрытие проездов, поэтому более эффективно использовать их взамен кранов при небольших грузооборотах.

Пропускная способность и эффективность работы перегрузочных машин в портах зависят также от организации работы на терминале[6].