logo search
Учебное пособие часть 2

5.4. Шагающее ходовое оборудование.

Шагающее ходовое оборудование содержит опорную раму (базу), лыжи (башмаки) и механизм шагания. В настоящее время применяются гидравлические и кривошипно-рычажные механизмы шагания. Они состоят из двух одинаковых, синхронно работающих механизмов, расположенных симметрично относительно продольной оси экскаватора.

Гидравлический механизм шагания состоит из подъемных 1 и тяговых 2 гидроцилиндров (см. рис. 5.7.).

Рис. 5.7. Гидравлический механизм шагания

1 – подъемный гидроцилиндр; 2 – тяговый гидроцилиндр; 3 – траверса;

4 – кронштейн; 5 – лыжа; 6 – база.

Штоки гидроцилиндров соединяются общим шарниром на траверсе 3, которая также шарнирно с помощью кронштейнов 4 связана с лыжей 5. Гидроцилиндры шарнирно соединены с металлоконструкциями надстройки и поворотной платформы.

Во время работы экскаватора поршни всех гидроцилиндров втянуты внутрь (см. рис.5.8.а).

Рис.5.8. Порядок зашагивания драглайна

1 – тяговый гидроцилиндр; 2 – подъемный гидроцилиндр; 3 – база;

4 – стрела экскаватора; 5 – лыжа.

Лыжи 5 подняты и занимают крайнее верхнее положение. Поворотная платформа опирается на базу 3.

При шагании под действием подъемных и тяговых гидроцилиндров лыжи выдвигаются и опускаются на поверхность уступа (рис.5.8.б). При возрастании давления в подъемных гидроцилиндрах один конец базы приподнимается над поверхностью уступа (см. рис.5.8.в). Затем экскаватор с помощью тяговых гидроцилиндров сдвигается и, опираясь на лыжи, скользит базой по поверхности уступа, передвигаясь на величину шага (рис.5.8.г). После этого подъемные гидроцилиндры поднимают опорные лыжи вверх, и процесс шагания повторяется.

Достоинства гидравлического шагающего механизма заключаются в плавности его работы и возможности регулирования шага. Недостатком является сложность устройства привода, требующего квалифицированного обслуживания.

На ряде экскаваторов применяется кривошипно-рычажный механизм шагания (см. рис.5.9.).

Рис. 5.9. Кривошипно-рычажный механизм шагания

1 – кривошип; 2 – рычаг; 3 – стойка; 4 – лыжа; 5 – кулачковая муфта;

6 – шаровая опора; 7 – вал; 8 – зубчатое колесо; 9 – вал-шестерня;

10 – ленточный тормоз.

Механизм шагания приводится в движение от редуктора тяговой лебедки через кулачковую муфту 5. Для включения механизма шагания кулачковая муфта входит в зацепление с кулачками вал-шестерни 9, выходя из соединения с кулачками тягового барабана. С другой стороны вал-шестерни крепится шкив ленточного тормоза 10 для удержания лыж в поднятом положении. Зубчатое колесо 8 своей ступицей опирается на подшипники скольжения. С помощью ступицы крутящий момент передается одновременно на правую и левую части вала 7. На концы вала напрессованы эксцентрики, вращающиеся в сферических подшипниках скольжения. Эксцентрики служат кривошипами 1 четырех шарнирного механизма шагания. Опирание стойки на лыжу происходит через шаровую опору 6.

Независимо от конструкции шагающего ходового оборудования в момент непосредственного передвижения экскаватор опирается на две лыжи и на часть опорной базы. Поскольку при этом центр тяжести экскаватора находится впереди оси механизма шагания, передвижение может быть осуществлено только в направлении противовеса.