logo search
vse

9.Культурно-досуговая деятельность в 1946 – 1997 годах

В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и улучшения жизненного уровня населения, развития СМИ и появления телевидения, изменились культурные потребности людей(чтение газет, журналов, слушание радио и просмотр ТВ-программ, посещение кино, театра, концертных и выставочных залов, а также самообразование).

открывались клубы, читальни, красные уголки. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома культуры. началась подготовка специалистов по художественным специализациям и культ.-просвет.работе. развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.) получили распространение агитбригады. появились ансамбли бального танца, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.Активизировалась работа КДУ по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям (День шахтера, День строителя и т.п.). Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая).Увеличился контингент, посещающий , театры, библиотеки, кинотеатрыВозродились народные университеты, появились университеты повышения квалификации.На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.

Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, «детские комнаты». Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд). Набирали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры, фанаты и др.

Интенсивно развивается туризм.

С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности - культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами.происходила централизация библиотек

10 Формы СКД

Сущ 2 формы организации досуга: -общественная; -индивидуально-личностная

Санаторий/профилакторий - лечебно-профилактические учреждения для лечения природными физиотерапевтическими средствами активного отдыха людей.

Туристско- экскурсионные учреждения - экскурсии, походы, тур слеты, альпенизм, прыжки с парашютом, пейнтбол

12 Технология подготовки экскурсии

  1. Выбор темы экскурсии

  2. Определение целей и задач

  3. Подбор и изучение литературы и др источников

  4. Отбор экскурсион объектов

  5. Разработка маршрута экскурсии

  6. Обход/объезд маршрута

  7. Создание контрольного текста

  8. Отбор доп наглядного материала

  9. Выбор методических приемов

  10. Составление технолог карты экскурсии

  11. Индивидуальный текст, разработка

  12. Получение заключения о тексте и технолог карте экскурсии

  13. Проведение пробной экскурсии

  14. Утверждение экскурсии

Экскурсионный объект- предмет, по которому можно судить о характерных чертах опред эпохи, о развитии общества в тот или иной период, о природе какой-нибудь страны, о состоянии ее науки, культуры и искусства

Контрольный текст –материал экскурсии тщательно подобранный выверенный и изученный по источникам информации, раскрывающий все подтемы экскурсии содержащий факты и события характерезующие основные вопросы каждой из подтем.

Индивидуальный текст- это материял экскурсии по содержанию повторяющий контрольный текст, но его структура отражает последовательность показа экскурсионных объектов в соответсткии с маршрутом. Композиция экскурсии состоит из 3 главных объектов : вступление,основная часть,заключение. Выбор того или иного методического приема ведения экскурсии зависит от – наличия зрительных объектов,их внешнего вида,степени сохранности,потенциала в раскрытии подтемы на конкретном объекте.

Технологическая карта- основной документ экскурсии в котором излагаются цель задачи и рекомендации по ее проведению последов продолжит демонстрауии объекта,и наглядных пособий описания методических приемов рассказа и показа. Указания по ведению эксурсии с учетом дуыыиринцированного подхода к группам.

25. Сущность кружковой работы заключается в том, что данный вопрос, данная программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы товарищей, организованных в кружок. Работа в кружке имеет воспитательное значение. В сотрудничестве, при взаимной помощи друг другу, общими усилиями прорабатываются и решаются вопросы. Работа в кружке дает возможность более глубоко и полно изучать вопросы и лучше усвоить знания, а это очень важно. Кроме того, работа в кружке более экономит время, более продуктивна, чем занятия в одиночку. Здесь, так же как и в производстве, возможно некоторое подразделение труда, отчего, как известно всем, продукт по качеству выходит лучше, и по количеству, в тот же срок, его можно выпустить больше. Кружковая работа по самообразованию дает возможность охватить большие массы учебой при наличии тех же руководящих пропагандистских сил. Наконец, к преимуществам коллективной формы самообразования перед одиночными занятиями относятся: дисциплинирующие начала, которые вытекают из необходимости своевременно посещать кружок, готовиться к заседаниям кружка, успевая к определенному времени, заниматься в определенные часы и т. д.; затем, оживление и подъем в работе, которые в кружке при коллективном труде легко возникают; далее, подражание и соревнование, которые также имеют большое значение в смысле успешности занятий каждого; имеет значение и совместная покупка книг, тетрадей, поиски наглядных пособий; все это легче и дешевле обходится коллективу, чем одиночке. Наконец, подражание и соревнование. Слабый член кружка, видя успешную работу более сильных, видя их выступления в кружке, умение говорить, неизбежно подтягивается, стремится делать так же, догнать наиболее успевающих. Таким образом, форма коллективных занятий имеет много преимуществ перед занятиями в одиночку, и каждый самоучка при малейшей возможности должен записаться в кружок.