3.5. Радиусы колес автомобиля
У колес автомобиля (рис. 3.4) различают следующие радиусы: статический rс, динамический rД и радиус качения rкач.
Статическим радиусом называется расстояние от оси неподвижного колеса до поверхности дороги. Он зависит от нагрузки, приходящейся на колесо, и давления воздуха в шине. Статический радиус уменьшается при возрастании нагрузки и снижении давления воздуха в шине, и наоборот.
Динамическим радиусом называется расстояние от оси катящегося колеса до поверхности дороги. Он зависит от нагрузки, давления воздуха в шине, скорости движения и момента, передаваемого через колесо. Динамический радиус возрастает при увеличении скорости движения и уменьшении передаваемого момента, и наоборот.
Радиусом качения называется отношение линейной скорости оси колеса к его угловой скорости:
Радиус качения, зависящий от нагрузки, давления воздуха в шине, передаваемого момента, пробуксовывания и проскальзывания колеса, определяется экспериментально или вычисляется по формуле
(3.13.)
где nк — число полных оборотов колеса; SК — путь, пройденный колесом за полное число оборотов.
Из выражения (3.13) следует, что при полном буксовании колеса (Sk= 0) радиус качения rкач = 0, а при полном скольжении (nк = 0) гкач → оз.
Как показали исследования, на дорогах с твердым покрытием и хорошим сцеплением радиус качения, статический и динамический радиусы отличаются друг от друга незначительно. Поэтому можно
считать, что они практически равны, т. е. rс~rД~ rкач.
При выполнении расчетов в дальнейшем будем использовать это приближенное значение. Соответствующую величину назовем радиусом колеса и обозначим rk.
Для различных типов шин радиус колеса может быть определен по ГОСТ, в котором регламентированы статические радиусы для ряда значений нагруз-
Рис. 3.4. Радиусы колеса 31
(3.14)
Рис. 3.4. Радиусы колеса
где d — диаметр обода колеса, м; Вш — ширина профиля шины, м; λш=0,8...0,9 — коэффициент смятия шины.
Формула (3.14) обеспечивает наиболее точные результаты для самого распространенного типа шин — тороидальных.
- 1. Эксплуатационные свойства автомобиля
- 1.1. Общие сведения
- 1.2. Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля
- 1.3. Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля
- 1.4. Условия эксплуатации автомобиля
- 2. Двигатель и его характеристики
- 2.1. Скоростные характеристики двигателей
- 2.2. Нагрузочные характеристики двигателей
- 2.3. Регулировочные характеристики двигателей
- 3. Тягово-скоростные свойства
- 3.1. Показатели тягово-скоростных свойств
- 3.2. Силы, действующие на автомобиль при движении
- 3.3. Мощность и момент, подводимые к ведущим колесам автомобиля
- 3.4. Потери мощности в трансмиссии. Кпд трансмиссии
- 3.5. Радиусы колес автомобиля
- 3.6. Скорость и ускорение автомобиля
- 3.7. Реакции дороги, действующие при движении на колеса автомобиля
- При качении по недеформируемой дороге:
- 3.8. Тяговая сила и тяговая характеристика автомобиля
- 3.9. Тяговая характеристика автомобиля с дополнительной коробкой передач
- 3.10. Сила и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой
- 3.11. Силы сопротивления движению и мощности, затрачиваемые на их преодоление
- Сила сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению
- Скорости движения (а), давления воздуха в шине (б) и момента, передаваемого через колесо (в)
- Сила сопротивления подъему
- Сила сопротивления дороги
- Сила сопротивления воздуха
- Сила сопротивления разгону
- Коэффициент учета вращающихся масс
- 3.12. Уравнение движения автомобиля
- 3.13. Силовой баланс автомобиля
- 3.22. График силового баланса автомобиля:
- 3.14. Силовой баланс автомобиля при различной нагрузке
- 3.15. Динамические факторы автомобиля
- 3.16. Динамическая характеристика автомобиля
- 3.17. Динамический паспорт автомобиля
- 3.18. Динамический паспорт автопоезда
- 3.19. Мощностной баланс автомобиля
- 3.20. Степень использования мощности двигателя
- 3.21. Разгон автомобиля
- Ускорение при разгоне
- Время и путь разгона
- 3.22. Динамические нормальные реакции на колесах автомобиля
- 3.23. Динамическое преодоление подъемов
- 3.24. Движение накатом
- 3.25. Влияние различных факторов на тягово-скоростные свойства автомобиля