logo search
СТОУАС

11 Вопрос. Цели и основы планово-предупредительных систем то и р автомобиля.

В процессе работы происходит ухудшение технического состояния автомобиля и его качеств, которые могут привести к частичной или полной потере работоспособности, т.е. неисправности или отказу. Существует два направления обеспечения работоспособности, которые в реальной эксплуатации применяются или в «чистом» виде или в определенной комбинации:

1) направление поддержания работоспособности автомобиля называется ТО;

2) направление восстановления работоспособности называется ремонтом.

Основная цель ТО состоит в предупреждении и отдалении момента достижения изделием предельного состояния. Эта цель достигается, во-первых, предупреждением возникновения отказов за счет предупредительного контроля и доведения параметров технического состояния до номинальных или близких к ним. Если в рассматриваемом примере с тормозными механизмами при наработке, несколько меньшей ресурса, т. е. Li < LPl , произвести упреждающий контроль, а затем регулирование тормозного механизма, заключающегося в уменьшении зазора до номинального, то отказа не произойдет, т. е. он будет предупрежден. Именно поэтому ТО является предупредительным мероприятием.

По подобной схеме проводится ТО большинства регулируемых механизмов (тормоза, сцепления, приборы электрооборудования, клапанный механизм двигателя и др.), а также крепежных соединений, у которых наблюдается ослабление предварительной затяжки в результате действия циклических нагрузок и появления остаточных деформаций; емкостей (КПП, картер двигателя и др.), требующих поддержания уровней масла и жидкостей.

Второй типичный прием ТО – это отдаление момента достижения предельного состояния непосредственно через влияние на интенсивность изменения параметра технического состояния узла, механизма, соединения, своевременная смазка и замена масла. Например, шкворневое соединение передней подвески автомобиля, так же как и цепей, ряд других соединений требует регулярной смазки, т.к. при работе смазочный материал загрязняется механическими примесями и теряет свои противоизносные свойства, а часть смазки выдавливается из зазора. Ресурс шкворня автомобиля тем больше, чем чаще проводится его смазка.

Значение и количественная характеристика закономерностей изменения параметра технического состояния узлов, агрегатов и автомобиля в целом позволяет управлять работоспособностью и техническим состоянием автомобиля в процессе эксплуатации. Необходимость поддержания высокого уровня работоспособности требует, чтобы большая часть отказов и неисправностей была предупреждена, т. е. работоспособность изделия была восстановлена до наступления отказа или неисправности.

Предупреждение отказов и неисправностей требует регламентации ТО, т. е. регулярного по плану выполнения определенных операций ТО с установленной периодичностью и трудоемкостью. Перечень выполняемых операций, их периодичность и трудоемкость в целом составляют режим ТО. В нашей стране ТО и Р автомобиля с 1943 г. производится на плановой основе, представляющей собой систему ТО и Р, которая состоит из комплекса взаимосвязанных положений и норм, определяющих порядок проведения работ по ТО и ремонту с целью обеспечения заданных показателей качества автомобиля. ТО носит предупредительный, профилактический характер и выполняется регулярно после определенной наработки (пробега) автомобиля.

Принципиальные основы организации и нормативы ТО и Р регламентируются в нашей стране «Положением», которое является результатом, во-первых, проводимых научных исследований в области ТЭА, во-вторых, опыта передовых АТП, в-третьих, работы, проводимой автомобильной промышленностью по повышению качества автомобилей.

 

Методы формирования системы ТО и Р и её характеристика

Принципиальной основой построения системы ТО и Р являются:

1) цель, которая поставлена перед автомобильным транспортом и ТЭА;

2) условия эксплуатации автомобилей;

3) уровень надежности и качества автомобилей;

4) организационно-технические ограничения.

ТО включает в себя 8–10 видов работ (смазочные, крепежные, регулировочные, контрольные, диагностические и др.) и более 150–280 контрольных объектов обслуживания, т. е. агрегатов, механизмов, деталей, требующих предупредительных воздействий.

Каждый узел, агрегат, соединение может иметь свою оптимальную периодичность ТО. Если следовать этим периодичностям, то автомобиль в целом практически непрерывно должен находиться на ТО каждого соединения, узла, что вызовет большие сложности с организацией работ и дополнительные потери рабочего времени, особенно на подготовительно-заключенных операциях. Поэтому после выделения из всей совокупности воздействий тех, которые должны выполняться при ТО и определенной оптимальной периодичности каждой операции, производят группировку операций в виде ТО. Это дает возможность уменьшить число группировок операций, неизбежно связанных с отклонением периодичности ТО отдельных операций.

Используя технико-экономический или экономико-вероятност-ный методы, можно определить целесообразность выполнения данной операции не с оптимальной для нее, а с заданной периодичностью. Проведенные НИИАТом исследования показали: наибольший прирост эффективности наблюдается при переходе от стратегии устранения отказов по потребности к предупредительной стратегии с двумя-тремя видами ТО. При этом суммарные затраты на предупреждение и устранение отказов и неисправностей сокращаются на 30–40%.

При увеличении числа видов ТО в системе свыше 4–5 непосредственные затраты на ТО и Р практически стабилизируются, а дополнительные затраты, связанные с планированием и постановкой автомобиля на ТО, возрастают. Действующая в нашей стране система ТО предусматривает следующие виды ТО, отличающиеся по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ: ЕО, ТО-1,ТО-2, СО.

Назначение ЕО: общий контроль, направленный на ежедневное обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля, заправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а также санитарная обработка кузова некоторых автомобилей. ЕО выполняется после работы подвижного состава и перед выездом на линию.

Назначением ТО-1 и ТО-2: снижение интенсивности изменения параметрического состояния автомобиля, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

Назначение СО, проводимого два раза в год: подготовка состава к эксплуатации при изменении сезона (времени года). В условиях Крайнего Севера и жаркого климата СО является самостоятельным видом и проводится 1 раз в год. В остальных условиях СО совмещается с очередным ТО-2, с увеличением трудоемкости по сравнению с трудоемкостью ТО-2 (от 20–50%). В действующей системе ТО и Р для ТО регламентируются периодичность, трудоемкость, а специаль-ными нормами также и затраты по видам ТО, удельные затраты (руб./1000 км пробега) с подразделением на заработную плату и материалы.