logo search
Анализ деятельности автопредприятия. Разработка и обоснование транспортного маршрута

2.1 Характеристика автопредприятия

Система пассажирского автомобильного транспорта представляет собой структурно организованный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.

Основными компонентами (составными частями) системы являются:

подвижной состав;

кадры (водители, ремонтные рабочие, ИТР и служащие, вспомогательные рабочие);

административные и жилые здания;

производственно-техническая база (производственные здания и сооружения по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава);

органы управления системой;

технические средства связи и управления.

Транспортные предприятия играют ключевую роль в макрологических системах общественного транспорта регионального уровня с точки зрения производства пассажирских услуг. Поэтому предприятия общественного транспорта рассматриваются, с одной стороны, как необходимые структурные элементы логистической системы, а с другой - как основные производители пассажирских услуг.

Основной целью деятельности предприятия общественного транспорта в регионе является доставка пассажиров согласно трудовым и социально-бытовым корреспонденциям с запланированным интервалом движения и максимальной комфортностью.

Открытое акционерное общество "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (ОАО "ИПОПАТ") создано в процессе приватизации путем преобразования государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" в 2007 г. по решению Правительства Удмуртской Республики. Место нахождения ОАО "ИПОПАТ" - Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 5.

У ОАО "ИПОПАТ" имеется филиал, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Гагарина, 1.

В целях совершенствования структуры управления в автопредприятии предприятиям присвоены следующие наименования: филиал № 1 и головное предприятие № 2.

Основной целью деятельности предприятия является оказание услуг перевозки пассажиров автомобильным транспортом, получение прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

перевозка автомобильным транспортом пассажиров и доставка багажа;

перевозка грузов автомобильным транспортом;

проведение технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

осуществление торгово-закупочной деятельности.

Все акции автопредприятия выпущены в бездокументарной форме и являются собственностью Удмуртской Республики. Права акционера от имени Удмуртской Республики осуществляет Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики.

Высшим органом управления ИПОПАТ является общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором.

Автобусный парк № 2 занимает площадь 76831 м2. В состав его входят следующие участки: корпус ТО и ТР; теплая стоянка; открытая стоянка; АЗС; мойка автотранспорта; склады; АБК; столярный участок.

автобусный маршрут перевозка затрата

Автобусный парк № 1 занимает площадь 39300 м2. В состав его входят следующие участки: корпус ТО и ТР; теплая стоянка; открытая стоянка; АЗС; мойка автотранспорта; склады; АБК; столярный участок.

На балансе автопредприятия находится 485 единиц подвижного состава, из них:

Таблица № 2.1

Марка подвижного состава

Количество единиц подвижного состава

АТП № 1

АТП № 2

Всего

Автобус Икарус 280

0

8

8

Автобус ЛиАЗ 677

80

100

180

Автобус ЛиАЗ 5256

0

21

21

Автобус Волжанин 527002

16

35

51

Автобус ЛАЗ 695 Н

15

5

20

Автобус ПАЗ 3205

1

0

1

Автобус ПАЗ 423003

10

21

31

Автобус НефАЗ 5299-16

5

3

8

Автобус НефАЗ 5299-10-15,01

33

87

120

Микроавтобус ГАЗ 33213

0

3

3

Итого

160

283

443

Грузовые

10

15

25

Легковые

4

8

12

Тракторы

1

3

4

ВСЕГО

175

310

485

Автобусное сообщение развито как в центре города, так и между всеми основными жилыми массивами. На сегодняшний день ИПОПАТ обслуживает 90 маршрутов - городских, пригородных и междугородних, а также заказных. В Ижевске более 30 постоянных внутригородских автобусных линий. Общая протяженность городских автобусных маршрутов составляет 273,3 км. В часы "пик" на маршрутах работает до 350 автобусов. Ежесуточно в среднем автобусами перевозится более 400 тыс. пассажиров.

Таблица № 2.2

Анализ работы ИПОПАТ с нарастающим итогом за 2008 год

№п/п

Показатели

Факт

2007 г

2008 г

% к 2007 г

план

факт

%

Среднесписочное количество автобусов

488

484

484

100,0

99,2

Общая вместимость

13563

13377

13445

100,5

99,1

Маш. дни в хозяйстве

117991

176660

176713

100,0

99,3

Маш. дни в работе

149025

140895

144417

102,5

96,9

Маш. дни в исправном состоянии

21011

22951

109,2

Маш. дни в ремонте

7955

9345

117,5

Коэф-т выпуска

0,837

0,798

0,817

102,4

97,6

Коэф-т технич. готовности

0,955

0,947

99,2

Общий пробег

32370,8

30828,4

30920,8

100,3

95,5

Пробег с пассажирами

31312,8

29802,2

29863,2

100,2

95,4

Коэф-т использования пробега

0,967

0,967

0,966

99,9

99,8

Среднесуточный пробег

217,2

218,8

214,1

97,9

98,6

Средняя вместимость

27,79

27,64

27,78

100,5

100,0

Коэф-т использ. вместимости

0,979

0,947

0,937

98,9

95,7

Часы в наряде

1509,47

1450,39

1438,07

99,2

95,3

Режим работы

10,1

10,3

10,0

97,1

99,0

Перевезено пассажиров

136339,3

120218,7

118123,3

98,3

86,6

Выполн. пассажирокм

851685,3

780107,4

777007,6

99,6

91,2

Средняя длина ездки

6,25

6,49

6,58

101,4

105,3

Выработка на 1 пасс. /место

пассажиров

пассажирок

10052

8987

8786

97,8

87,4

62795

58317

57792

99,1

92,0

Скорость сообщения

21,45

21,26

21,50

101,1

100,2

Доходы

398111,3

64157928

63921179

99,6

Транспортная работа

0

502647,0

507273,0

100,9

***

Выполнено рейсов

0

206104,0

201460,6

97,7

***

Рейсы, выполн. по расписанию

0

0

188912,6

***

***

% выполненных рейсов

***

100 %

100,0

% регулярных рейсов

***

100 %

93,8

Одним из важнейших резервов повышения эффективности использования пассажирского транспорта является совершенствование систем и методов управления работой подвижного состава.

Основной целью управления работой транспорта является обеспечение эффективного использования всех технологических, информационных, экономических (финансовых), организационных и социальных ресурсов для своевременного, качественного и полного удовлетворения общества в перевозках пассажиров.

Организационная схема управления ОАО "ИПОПАТ" приведена в приложении.

Автопредприятие возглавляет директор. Директор предприятия в пределах своих полномочий:

Осуществляет оперативное управление текущей деятельностью предприятия;

Пользуется имуществом и распоряжается денежными средствами, закрепленными за предприятием, в пределах предоставленных полномочий;

Организует производственно-хозяйственную деятельность;

Издает приказы и дает указания, обязательные для всего персонала;

Создает цеха, хозрасчетные участки, обособленные бригадные коллективы;

Несет ответственность за материально-техническое обеспечение всего производства, состояние охраны труда и техники безопасности.

Первыми заместителями директора являются главный инженер, руководитель службы эксплуатации (заместитель директора по перевозкам) и 1-й зам. по экономике и финансам.

Основной обязанностью главного инженера является непосредственное руководство технической службой предприятия, направленное на поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии путем проведения ТО и ТР, развитием материально-технической базы предприятия, хранением, подготовкой к выпуску, выпуском и приемкой автобусов.

Для обеспечения возложенных на техническую службу обязанностей в ее составе находятся технический отдел, производственные мастерские, гаражный отдел и отдел главного механика (ОГМ).

Инженерно-технический персонал технического отдела занимается вопросами подготовки производства, разрабатывает нормативы и документацию по техническому обслуживанию и ремонту автобусов.

На гаражный отдел возлагаются обязанности по организации подготовки и выпуска автобусов на линию, контроль за их техническим состоянием, прием автобусов с линии и организация их хранения в гараже.

ОГМ обеспечивает оснащение и своевременный ремонт подъемно-транспортного оборудования, станочного парка и различного рода приспособлений в цехах и ремонтных зонах, а также ведает энергетическим и тепловым хозяйством предприятия.

Другой заместитель начальника возглавляет службу эксплуатации. На эксплуатационную службу возлагаются задачи, связанные с организацией, управлением и контролем перевозок пассажиров, выполнением плана перевозок и доходов, организацией труда автоколонн, а также разработкой и внедрением мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров и безопасности перевозок. Более конкретно основные функции службы эксплуатации можно сформулировать следующим образом:

формирование состава экипажей и бригад, закрепление автобусов за маршрутами и нарядами;

составление ежемесячных графиков работы водителей с соблюдением требований законодательства о режиме их труда, отдыха и контроль за выполнением этих графиков;

оформление путевых и билетно-учетных листов;

обеспечение прохождения водителями предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;

организация и обеспечение выпуска автобусов на линию в соответствии с разработанными графиками;

обеспечение водителей схемами маршрутов с указанием опасных участков;

контроль за работой автобусов на линии;

диспетчерский учет обнаруженных водителями недостатков в организации и регулировании движения, состоянии дорог, автобусных остановочных пунктов и принятие соответствующих мер к их устранению;

разработка и осуществление мероприятий по улучшению обслуживания пассажиров на закрепленных за автоколонной маршрутах;

обеспечение выполнения утвержденного плана по доходам и основным эксплуатационным показателям;

принятие совместно с отделом кадров мер по укомплектованию штата водителей и кондукторов, проведение необходимых мероприятий по повышению их квалификации и сокращению текучести кадров;

осуществление административного руководства водителями, кондукторами.

В автоколонне разрабатываются суточные наряды водителей, ведется контроль за выполнением производственных заданий, учет работы каждого автобуса, соблюдение трудовой дисциплины, подбор и повышение квалификации водительских кадров. Автоколоннам планируют следующие показатели: инвентарное число автобусов, коэффициент выпуска на линию, среднюю продолжительность в наряде, общий пробег, пассажирооборот, число водителей, расходы по статьям, выручку и прибыль.

Кроме рассмотренных выше двух производственных служб - технической и эксплуатационной, в структуре автобусных парков имеются функциональные отделы.

Плановый отдел осуществляет планирование всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и контроль за выполнением плана, организует статистический и оперативный учет, разрабатывает мероприятия по повышению эффективности работы предприятия.

Бухгалтерия предприятия организует учет движения материальных ценностей, осуществляет учет работы и все денежные расчеты внутри и вне предприятия, проводит анализ производственно-финансовой деятельности.

Отдел кадров занимается подбором, оформлением на работу, увольнением сотрудников, учетом движения кадров, подготовкой и повышением квалификации кадров.

Отдел снабжения организует снабжение предприятия всеми видами материальных ценностей, ведет учет реализации фондов и потребления материалов, организует и контролирует работу складского хозяйства.

Административно-хозяйственный отдел обеспечивает охрану и уборку всех помещений, их противопожарную безопасность, содержание всех помещений в исправном состоянии, осуществляет их текущий ремонт.

Отдел безопасности движения решает вопросы предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), ведет систематическую воспитательную работу, планирует и претворяет в жизнь мероприятия по ликвидации причин, способствующих возникновению ДТП.

Организационная структура управления ОАО "ИПОПАТ" носит линейно-функциональный характер. В ней присутствуют все службы и отделы, необходимые для осуществления деятельности автопредприятия.