logo
Пасс

Тема 5. Нормирование скоростей движения автобусов на маршруте

1. Выбор типа и вместимости автобуса

2. Выбор и обоснование автобусных маршрутов

3. Порядок открытия автобусных маршрутов

4. Нормирование скоростей движения автобусов на маршруте

Выбор типа и вместимости автобуса

Выбор автобуса существенно влияет на уровень транспортного обслуживания населения и эффективность использования автобусов, обеспечивающее обслуживание населения с наименьшими транспортными издержками, может быть обеспечено в том случае, если подвижной состав по типу и вместимости максимально соответствует мощности и характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.

Автобусы большой вместимости не целесообразно использовать на маршрутах с малым пассажиропотоком и в течение всего дня на маршрутах с высокой неравномерностью пассажиропотока, т.к. это приведет либо к высоким интервалам движения и соответственно увеличению времени ожидания на остановках, либо к значительному удорожанию себестоимости перевозок. Эксплуатация автобусов малой вместимости на маршрутах с мощным пассажиропотоком уменьшает интервалы движения, но увеличивает потребность в подвижном составе, повышает загрузку улиц и магистралей, снижает производительность работы.

При выборе автобусов малой вместимости, прежде всего, учитывают:

> Мощность пассажиропотока в одном направлении на наиболее загруженном участке в часы «пик»

> Неравномерность распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута

> Целесообразный интервал следования автобусов по часам суток

> Дорожные условия движения автобусов и пропускную способность улиц

> Провозную способность, т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами за 1 час в одном направлении

> Себестоимость автобусных перевозок.

Выбор и обоснование автобусных маршрутов

Правильный выбор маршрутов следования автобусов оказывает решающее влияние на общую величину времени населения на передвижение и эффективность использования подвижного состава.

При выборе и обосновании маршрутов руководствуются следующими требованиями:

> Основные пункты транспортного тяготения и массового скопления пассажиров связываются между собой по кратчайшим направлениям

> Маршруты должны обеспечивать беспересадочные поездки пассажиров по основным направлениям следования

> Маршруты городских сообщений должны обеспечивать удобство пересадки пассажирам пригородных и междугородных сообщений на транспортные средства других видов городского транспорта

> Протяженность автобусных маршрутов определяют в зависимости от размеров и планировки города с учетом равномерного наполнения транспортных средств по всей протяженности в различные периоды суток

> Автобусные маршруты устанавливаются при наличии достаточно благоустроенного дорожного полотна, с учетом ширины и продольного профиля улиц, а также эксплуатационно-технической характеристики автобуса

> Автобусные маршруты городских сообщений должны быть согласованны между собой и с маршрутами других видов пассажирского транспорта, а также железнодорожным, воздушным, водным транспортом.

Маршрут большой протяженности имеет следующие преимущества:

> Обеспечивает беспересадочное сообщение между периферийными пунктами города

> Не требует организации конечных пунктов в центральной части города

> Обеспечивает более высокую эксплуатационную скорость за счет уменьшения времени простоя на конечных пунктах

Короткий маршрут имеет следующие преимущества:

> Облегчает достижение более равномерной загрузки автобусов на всем протяжении маршрута

> Обеспечивает более высокую регулярность движения

Оптимальный перегон городских маршрутов 300-500 метров, пригородных маршрутов 800-1200 метров.

Порядок открытия автобусных маршрутов

Городские автобусные маршруты открываются (и закрываются) по согласованию с органами местной власти. По результатам работы их комиссии, в состав которой входят представители ГАИ, дорожных служб и пассажирского автопредприятия, составляется акт с мероприятиями, необходимыми для обеспечения безопасности движения и нормальных условий движения автобусов на маршруте. Только после этого открывается маршрут.

На каждый автобусный маршрут (до открытия движения) составляют паспорт, который содержит:

> Схему с характеристикой трассы – план и профиль пути состояние дорожного покрытия количество пересечений мест повышенной опасности и др.

> Тарифы на проезд

> Характеристика остановочных пунктов и линейных сооружений

> Расстояние между остановочными пунктами

> Систематически записывают итоговые показатели работы автобусов за каждый год и др.

Виды маршрутов: Г – городской, П – пригородный, М – междугородный.

Автобусные маршруты (до открытия) оборудуются:

> Средствами связи и сигнализации для контроля и регулирования движения автобусов

> Штамп – часами

> Указателями остановочных пунктов, посадочных площадок

> Стационарными сооружениями для обслуживания и отдыха водителей

> Площадки для разворота и отстоя

> Павильонами для пассажиров и др.

Об открытии или изменении маршрута население оповещают через СМИ, объявлениями в автобусах, на АВ и АС, не позднее, чем за 5 дней до изменения условий перевозок и за 10 дней до открытия или закрытия движения.

Правильно установленное время рейса определяет минимально допустимые затраты времени пассажиров на поездки.

Необоснованно принятое время рейса приводит либо к неоправданно низким скоростям движения, большим простоям автобусов на конечных и промежуточных остановках из-за имеющегося резерва времени, либо к нарушению установленных правил движения автобусов, несоблюдению безопасности движения, нарушению правил посадки-высадки пассажиров из-за недостатка времени.

Время рейса (t р) включает в себя:

> Время движения

> Время стоянки автобусов на промежуточных пунктах для посадки-высадки пассажиров

> Время простоя из-за задержки автобусов по причинам уличного движения

Время движения (t дв) зависит: от благоустройства улиц, планировки города, конструктивных и динамических особенностей автобусов, интенсивности уличного движения и характера его регулирования, от степени загрузки автобусов. Величина его складывается из времени, необходимого на разгон автобуса при трогании с остановки, на движение с установившейся допустимой скоростью, на торможение при подъезде к остановкам и времени, расходуемому на задержки по причинам уличного движения. Оно составляет примерно 80-85% общего времени рейса. В практических условиях нормативное время движения, а также общую продолжительность рейса определяют хронометражными наблюдениями, которые проводятся систематически техниками отдела эксплуатации в случаях: открытии новых маршрутов, изменений условий движения, замены типа автобусов, сезоны года и т.д.

Нормирование скоростей движения автобусов на маршруте

На скорость движения автобусов влияют следующие показатели:

> Категория автомобильной дороги, ее параметры и состояние по участкам

> Интенсивность движения подвижного состава на отдельных участках дороги

> Вместимость автобуса и его эксплуатационно-техническая характеристика

> Время года и климатические условия

> Время суток, в течение которого осуществляется рейс

Нормирование скоростей сводится к выполнению следующих операций:

> Уточнение схемы маршрута, остановочных пунктов, изучение трассы, условий движения автобусов, посадки-высадки пассажиров на остановках

> Подготовка необходимой документации (хронокарта), часов

> Целодневные хронометражные наблюдения за движением автобуса, управляемого опытным водителем

> Расчет «допустимого» времени движения по каждому перегону в течении всего дня по результатам поездки

> Проведение хронометражных наблюдений на нескольких автобусах в каждый из периодов суток

> Обработка и анализ материалов наблюдения, расчет нормативов времени в целом за рейс и по контрольным участкам по периодам дня

> Проведение пробных рейсов

> Составление акта и утверждение нормативов времени.