3.2 Диагностирование жесткостей рессор автомобиля
При исследовании задачи о колебаниях автомобиля получено следующее частотное уравнение (1.5):
.
Здесь по-прежнему, , - жесткости рессор, - собственная частота колебаний, - радиус инерции кузова, , - расстояние от центра тяжести до колес, - масса кузова.
Обратная задача. Известны собственные частоты колебаний автомобиля, масса кузова, радиус инерции кузова. Неизвестны жесткости рессор.
Исследуем вопрос о единственности решения поставленной задачи. Для этого задачу с частотным уравнением (1.5) обозначим через , а задачу с таким же частотным уравнением и физическими параметрами, но с другими коэффициентами жесткости , обозначим через . Через , обозначим коэффициенты жесткости передних и задних рессор, соответственно, для задачи .
Теорема 3.1 Если собственные частоты задач и с частотными определителями и совпадают с учетом их кратностей, то = и =.
Доказательство.
Собственные частоты задачи совпадают с корнями уравнения (1.5). Преобразуем частотное уравнение (1.5) к виду
Далее запишем частотный определитель в следующем виде
где функции представлены следующим образом:
Функции , , , , не зависят от коэффициентов , и образуют систему линейно независимых функций.
Для частотного уравнения задачи имеем аналогичное представление
Поскольку и являются целыми функциями от и не равны тождественно нулю, то из теоремы Адамара [20, с.38] получаем, что функции и восстанавливаются по своим нулям с точностью до постоянного множителя . Значит
. (3.1)
Из (3.1) и линейной независимости функций получаем, что и =, =. Теорема доказана.
Из теоремы следует, что жесткости передних и задних рессор автомобиля можно определить единственным образом по известным собственным частотам его колебаний.
Рассмотрим метод нахождения жесткостей рессор.
Преобразуем уравнение (1.5) к виду:
.
Если рассмотреть две собственные частоты и , то последние уравнения представляют собой систему алгебраических уравнений с двумя неизвестными , .
(3.2)
Вычитая из первого уравнения системы (3.2) второе, получим
.
Разделим обе части последнего равенства на :
Выразим
,
, (3.3)
и подставим его в первое уравнение системы (3.2):
Преобразуем последнее равенство к виду:
Раскрыв скобки и приведя подобные слагаемые, получим:
Продолжая преобразования, имеем:
где
Решая последнее уравнение относительно , получим
(3.4)
где
Таким образом, по ходу вывода формул (3.3) и (3.4) доказана следующая теорема
Теорема 3.2 Если известны две собственные частоты , продольных колебаний автомобиля, ранг матрицы системы (3.2) равен двум, то жесткости рессор определяются по формулам (3.3) и (3.4).
- Введение
- 1. Определение собственных частот продольных колебаний автомобиля
- 1.1 Классификация колебаний
- 1.2 Методы получения дифференциальных уравнений движения
- 1.3 Свободные колебания автомобиля
- 2. Влияние характеристик автомобиля на собственные частоты его колебаний
- 2.1 Влияние жесткости рессор на частоты колебаний
- 2.2 Влияние массы кузова на частоты колебаний
- 2.3 Влияние радиуса инерции центра масс на частоты колебаний
- 3. Обратная задача по диагностированию характеристик автомобиля
- 3.1 Постановка обратной задачи
- 3.2 Диагностирование жесткостей рессор автомобиля
- 3.3 Диагностирование массы кузова и радиуса инерции центра масс
- 3.4 Исследование задачи сохранения собственных частот
- 3.5 Программная реализация прямой и обратной задач
- Заключение
- 5.6 Расчет собственных форм и частот колебаний
- 130. Методы диагностирования амортизаторов и подвески.
- 1. Свободные и вынужденные колебания лопаток. Собственные частоты и формы колебаний лопаток
- 11.2. Колебания и плавность хода автомобилей
- 19. Методы диагностирования автомобилей. Средства технического диагностирования.
- Роликовые стенды для диагностирования автомобилей
- Тема 6. Диагностирование автомобиля.
- Организация диагностирования автомобилей.