logo
otchet_po_RNP

Ремонт электродвигателей постоянного тока мощностью до 3 кВт и асинхронных электродвигателей.

Двигатель постоянного тока — электрический двигатель, питание которого осуществляется постоянным током. Имеют следующие разновидности:

- С возбуждением постоянными магнитами;

- С параллельным соединением обмоток возбуждения и якоря;

- С последовательным соединением обмоток возбуждения и якоря;

- Со смешанным соединением обмоток возбуждения и якоря;

- Бесколлекторные двигатели постоянного тока (вентильные двигатели ) — Электродвигатели, выполненные в виде замкнутой системы с использованием датчика положения ротора (ДПР), системы управления (преобразователя координат) и силового полупроводникового преобразователя (инвертора)

Защита от внешних воздействий. Конструктивное выполнение электрической машины во многом определяют требования, предъявляемые к защите ее от внешних воздействий. В зависимости от этого ГОСТ устанавливает буквенно-цифровое обозначение исполнений электрических машин, состоящее из двух букв IP (International Protection) и двух цифр. Первая цифра (от 0 до 6) характеризует степень защиты обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями машины и от попадания внутрь ее твердых посторонних предметов. Вторая цифра (от 0 до 8) характеризует степень защиты машины от проникновения в нее влаги.

Рис.4.1. Двигатель постоянного тока защищенного исполнения (степень защиты IP22): 1, 3 — вентиляционные окна для входа и выхода охлаждающего воздуха; 2 —станина; 4 — подшипниковый щит; 5 — вал; 6 — лапы

Рис.4.2. Асинхронный двигатель каплезащищенного исполнения (степень защиты IP23): 1 — вал; 2, 4 — вентиляционные окна для входа и выхода охлаждающего воздуха; 3 — подшипниковый щит; 5 — станина; б — коробка с выводами

Рис.4 1.3. Асинхронный двигатель закрытого исполнения (степень защиты IP44):

1 — вал; 2, 5 — подшипниковые щиты; 3 — коробка с выводами; 4 — охлаждающие ребра станины; б — лапы

Различают следующие виды исполнения электрических машин: открытое, защищенное, каплезащищенное, брызгозащищенное, водозащищенное, пылезащищенное, закрытое, герметичное, взрывозащищенное.

Открытое (IP00) — машина не имеет специальных приспособлений, предохраняющих от попадания внутрь посторонних предметов и случайного соприкосновения обслуживающего персонала с токопроводящими и вращающимися частями; машины открытого исполнения встречаются редко и лишь в устаревших конструкциях.

Защищенное (IP21—IP22 и др.) - машины имеют специальные приспособления, выполненные, например, в виде соответствующих крышек, кожухов, сеток (рис.4.1). При этом между крышками и щитами или станиной машины оставляют щели, необходимые для циркуляции воздуха, охлаждающего машину. Такие машины могут устанавливаться только в закрытых помещениях, так как они не имеют приспособлений, защищающих от дождя.

Брызгозащищенное и каплезащищенное (IP23 —IP24 и др.) — машины снабжены приспособлениями, защищающими их от проникновения к токоведущим и вращающимся частям капель воды или водяных брызг (рис.4.2). В этих машинах все отверстия, расположенные в верхней части корпуса и подшипниковых щитов, закрывают глухими крышками; отверстия, расположенные сбоку, обычно защищают кожухами, крышками и жалюзи, а расположенные снизу — сетками. Такие машины могут устанавливаться на открытом воздухе.

Водозащищенное (IP55—IP56) — машины недоступны проникновению внутрь струй воды любого направления (также снизу). В них предусмотрены усиленные уплотнения резиновыми прокладками и сальниками. Случайно попавшая в машину вода вытекает из нее или удаляется охлаждающим воздухом. Подобные машины применяют главным образом на судовых установках.

Пылезащищенное (IP65 — IP66) — машины защищены от попадания внутрь пыли в опасных для нормальной работы количествах.

Закрытое (IP44 — IP54) — внутреннее пространство машины изолировано от внешней среды (рис.4.3). Такие машины применяют для работы в пыльных помещениях, на движущихся транспортных средствах (автомобилях, железнодорожных вагонах, локомотивах), в авиации и пр. К закрытому исполнению относят также машины с охлаждением по замкнутому циклу (воздухом, водородом и др.).

Герметичное (IP67—IP68) — машины выполняют с особо плотной изоляцией от окружающей среды, предотвращающей сообщение ее с внутренним пространством при определенной разности давлений снаружи и внутри машины. Такие машины могут работать под водой (водонепроницаемые машины), в наполненных газом камерах (газонепроницаемые) и в других подобных средах.

Имеются также исполнения машин, предназначенных для работы в особых условиях:

Взрывозащищенное (взрывобезопасное) — машины могут работать во взрыво- и пожароопасной среде, так как изоляция их токоведущих и вращающихся частей от внешней среды исключает возникновение взрыва и воспламенения газов в окружающем пространстве при искрении и других ненормальных явлениях. При взрыве внутри машины накопившихся газов возникающее пламя не может проникнуть в окружающую среду.

Влагостойкое — для работы в условиях большой влажности.

Морозостойкое — для работы при особо низких температурах и при возможном образовании инея.

Химостойкое — для работы в условиях наличия паров агрессивных химических веществ и при воздействии химических реагентов.

Тропикостойкое — для работы в тропических условиях при возможном образовании плесневых грибов.

Важнейшим условием правильной эксплуатации электрических машин является своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов и периодических профилактических испытаний.

НЕИСПРАВНОСТИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА

НЕИСПРАВНОСТЬ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Искрообразование под щетками

1.Перекос щеткодержателей

2.Неполное прилегание поверхностей щеток к коллектору

3.Велико давление пружины на щетку

Недопустимое искрение, сопровождающееся треском с проскакиванием искр из-под щеток, образование на коллекторе подгара

1.Неправильное положение щеток относительно нейтрали, выступают отдельные пластины коллектора

2.Биение коллектора в результате эксцентричности

3.Миканитовая изоляция выступает из коллектора

Замыкание пластин коллектора

Образование электрического соединения пластин коллектора вследствие замыканий медной пылью или заусенцами медных пластин

Пробой на корпус изоляции электромагнитной системы машины

Механическое повреждение или старение изоляции катушек

Уменьшение зазоров между якорем и наконечниками полюсов катушек

Проседание вала якоря в результате износа подшипников скольжения или прогиба вала