1.1 Понятие и краткие исторические сведения о логистике
В период становления рыночных отношений в России в 1990-е годы, в соответствии с потребностями развития экономики и бизнеса, возросшими объёмами грузовых перевозок, появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение производственной себестоимости продукции. В настоящее время, когда предложение товаров и услуг стало превышать спрос, предприниматели начали признавать важность обеспечения сбыта за счет снижения транспортных и складских издержек.
Методы логистики объединяют организацию и управление различными фазами, стадиями и аспектами экономической деятельности. Часто используют следующее определение: «Логистика – это наука и практика об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров». Хотя надо заметить, что однозначного определения логистики не существует, так как авторы вольно или невольно выводят на передний план отдельные стороны логистического управления.
Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где "logistike" обозначало "счетное искусство" или "искусство рассуждения, вычисления". В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия. Во времена византийского императора Леона VI (866-912 гг. н.э.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
Исторически можно проследить ещё одну трактовку термина, которая дошла до наших дней. Она связана с применением логистики в военной области. По-видимому, толчком к развитию военной логистики послужили фундаментальные работы известного военного теоретика XIX в. барона А. А. Жомини (1779-1869 гг.). Жомини определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. п.
Логистика стала активно применяться в годы Второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Чёткое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечить американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах. В дальнейшем в европейских странах интерес к логистике усилился в связи с повышением стоимости энергоносителей.
Объект логистики
Производственно-коммерческие системы Свойства сложность, динамичность, комплексность Особенности рассредоточенность , мобильность , высокая фондоёмкость, зависимость от смежников (поставщики, посредники и т.д.)
Виды деятельности
Организационно-заготовительная Производственно-технологическая Организационно-технологическая Коммерческо-сбытовая Организационно-экономическая Транспортно-технологическая
В сферах производства и обращения применение логистики позволяет: снизить запасы на всём пути движения материального потока; сократить время движения товаров по логистической цепи; снизить транспортные расходы; сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом. Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения этих показателей. Интегративные качества логистических систем, позволяющие реализовывать конечную цель, получили название «семь правил логистики»:
1. Продукт – нужный потребителю товар;
2. Качество – необходимое качество;
3. Количество – в необходимом для потребителя количестве;
4. Время – доставить в нужное время;
5. Место – в нужное потребителю место;
6. Затраты – с минимальными затратами;
7. Потребитель – конкретному потребителю.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены.
В настоящее время насчитывается множество видов логистики. Вот некоторые из них:
транспортная логистика (и автотранспортная в частности);
складская логистика (логистика складирования);
коммерческая логистика;
информационная логистика;
маркетинговая логистика;
закупочная логистика;
производственная логистика;
промышленная логистика;
логистика распределения (распределительная или сбытовая логистика).
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов (Рисунок 2)
Общественное производство
Производство материальное Производство нематериальное
Производство материальных благ Производство материальных услуг
Транспорт
Транспорт предприятий и организаций пользования Личный транспорт
Транспорт общего пользования
Железнодорожный Автомобильный Воздушный Трубопроводный Водный
Морской Речной
Рисунок 2 – Место транспорта в структуре общественного производства
Как видно из рисунка в структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех других отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Транспорт предприятий и организаций перевозит свои грузы за собственный счет для производственных нужд на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании. Следует отметить, что в РФ транспортом этой группы, по официальным данным, выполняется порядка 90 % общих грузоперевозок по народному хозяйству, тогда как во Франции только 47 %.
Личный транспорт служит для удовлетворения потребностей исключительно владельца транспортного средства. Основное значение этот транспорт имеет для пассажирских перевозок.
Приведенное деление транспорта выделяет экономическое и правовое положение перевозчика в транспортном процессе и используется в нормативном обеспечении перевозочной деятельности. В то же время необходимо отметить наличие и другого подхода. Например, ГОСТ Р 51006 — 96 определяет транспорт общего пользования как транспорт, обеспечивающий перевозки и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных федеральных законов и правовых актов РФ.
Основными задачами транспортной логистики являются: обеспечение грузоперевозки товаров; минимизация затрат на грузоперевозку; нахождение оптимальных маршрутов по грузовой перевозке; поиск и выбор экспедиторов; транспортной компании-перевозчика, планирование доставки; грамотное оформление и заключение договоров и контрактов на грузоперевозку, куплю-продажу товаров; прохождение таможни; обеспечение оптимальной схемы доставки грузов при; консолидация (объединение) грузов в процессе доставки; хранение на складах; согласование прочих вопросов с грузоотправителем и т.д.
Видение будущего логистики можно свести к трём основным направлениям:
1) глобальная логистика;
2) интеграция организаций России в мировую логистическую сеть;
3) логистика «стройного» производства.
1. Под «глобальной логистикой» понимаются стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнёрства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.
2. Одним из базовых приоритетов внутренней и внешней политики России в современных условиях является ускоренная интеграция её торгового и транспортного комплексов в мировое логистическое пространство, создание благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
3. Массовое производство, вызвавшее рост производительности труда и объёмов продукции, остаётся основной системой производства во многих отраслях экономики. Кроме этого, в последние оды стала проявляться концепция гибкого производства. Эта концепция включает четыре взаимосвязанных направления:
* гибкость проектирования – создание многообразия конструкций различного направления и разных потребительских свойств на баз перспективной модели;
* гибкость технологии – использование агрегатного оборудования и переналаживаемой технологической оснастки для быстрого освоения новых технологических процессов;
* гибкость психологии – быстрая перестройка мышления всех участников производства при переходе на выпуск новой продукции;
* гибкость производственной логистики – это создание «стройных» производств, т.е. производств без излишеств.
Рассмотрим принятые сокращения в автотранспортной логистике:
АТ – автомобильный транспорт;
АТО – автотранспортная организация;
АТС – автотранспортное средство;
ВТД – внутренний таможенный документ;
ВТТ – внутренний таможенный транзит;
ГАП – грузовые автомобильные перевозки;
ГОП – грузоотправной пункт;
ГПП – грузоприемный пункт;
ГТД – грузовая таможенная декларация;
ИС – информационная система;
МАП – международные автомобильные перевозки;
ОГ – опасный груз;
ПРМ – погрузочно-разгрузочные машины и механизмы;
ПРП – погрузочно-разгрузочный пункт;
ПРР – погрузочно-разгрузочная работа;
ПС – подвижной состав;
СПС – специализированный подвижной состав;
ТО – техническое обслуживание;
ТТН – товарно-транспортная накладная;
ТЭП – технико-эксплуатационные показатели.