Классификация тягового подвижного состава
По роду работы локомотивы подразделяют на грузовые, пассажирские и маневровые. Моторвагонный подвижной состав, применяемый в пригородном движении, в отличие от локомотивов не только служит для тяги прицепных вагонов, но и используется для перевозки пассажиров.
Применение на электровозах и тепловозах с электрической передачей тяговых электродвигателей позволяет использовать как индивидуальный, так и групповой привод. При индивидуальном приводе каждая движущая колесная пара соединена со своим двигателем. При групповом приводе движущие колесные пары, размещенные в одной жесткой раме, приводятся в движение одним двигателем с использованием промежуточной зубчатой передачи.
Вес кузова современного локомотива передается на колесные пары через опоры (а иногда и вторичное рессорное подвешивание), рамы тележек, первичное рессорное подвешивание и буксы. Если число колесных пар не превышает шести, локомотив обычно выполняют с одним кузовом. Такой локомотив называется односекционным.
При большем числе колесных пар кузов локомотива оказывается чрезмерно длинным, что усложняет его конструкцию и затрудняет прохождение кривых участков пути. Поэтому многоосные локомотивы выполняют не с одним, а с несколькими самостоятельными кузовами-секциями, скрепленными друг с другом специальными шарнирными соединениями или автосцепками.
Различным по конструкции локомотивам и мотор-вагонным поездам принято присваивать разные обозначения в виде комбинаций букв и цифр. К основным обозначениям, характеризующим серии локомотивов и моторных вагонов, иногда добавляют буквенные индексы для указания дополнительных особенностей. Так, электровозы имеют буквенное обозначение ВЛ с цифрами (числами), например 10, 11, 23, 80, и индексами в виде малых букв к, м, р, с, у, т и т.д.).
Восьмиосный электровоз переменного (однофазного) тока с реостатным торможением имеет обозначение ВЛ80Т, с рекуперативным торможением ВЛ80Р, электровоз постоянного тока с нагрузкой от колесной пары на рельсы, составляющей 23 т, ВЛ23.
Для серий тепловозов с электрической передачей принято буквенное обозначение ТЭ, а с гидравлической ТГ. В буквенное обозначение серий тепловозов, кроме грузовых, включают знак, характеризующий назначение локомотива: П пассажирский, М маневровый. Например, тепловоз ТЭП70 представляет собой пассажирский локомотив с электрической передачей.
Каждая секция мотор-вагонного поезда состоит из моторных и прицепных вагонов. Управляют таким поездом из кабины, расположенной в головном вагоне.
Современные электровозы и тепловозы могут совершать пробег между экипировками до 1200 км, а между техническими обслуживаниями 1200... 2000 км. В зависимости от серии электровоза запас песка на нем составляет 1,6...6 м3.
На тепловозах запас экипировочных материалов, кг, на одну секцию составляет: топлива до 7500, песка до 2300, масла до 1250 и воды до 1580.
- Виды тяги. Электрический и Автономный тяговый подвижной состав. УстройстВо, эксплуатация и Обслуживание локомотивов
- Классификация тягового подвижного состава
- Электрический подвижной состав. Устройство и работа
- Автономный тяговый подвижной состав
- 3, 6, 8, 10 — Соединительные трубы; 4 — турбина; 5 — вал турбины;