10.3. Водный транспорт
Водный транспорт представлен речным, озерным и морским видами транспорта.
Речной транспорт занимает важную позицию в формировании и функционировании товарного рынка России, где около 70 тыс. рек, более 1,7 тыс. средних и крупных озер. По суммарной протяженности более 400 тыс. км. водного речного пути страны может использоваться для судоходства и сплава леса.
Перевозка грузов по речным и озерным путям экономичны, поскольку требуют меньших первоначальных капитальных затрат и текущих расходов например, себестоимость грузовых перевозок по рекам европейской части России, где достаточно развитая сеть железных дорог, примерно на одну треть ниже себестоимости перевозок по железным дорогам, по Волге - в два раза ниже по сравнению с приволжскими железными дорогами.
Однако речной транспорт имеет относительно небольшой удельный вес в грузо- и пассажиропотоке России. Причина тому, в частности, - основные потоки массовых грузов (грузоперевозок) осуществляются в широтном направлении, а большинство российских судоходных рек имеет меридиальное направление. Негативное влияние также оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири - от 200 до 240 дней.
Технология работы речного и озерного транспорта предусматривает содержание и обслуживание водных путей, техническое обслуживание и ремонт судов, производство соответствующих операций в портах и на пристанях в целях создания безопасных судоходных условий и выполнения землечерпальных, тральных, скалоуборочных, выправительных и других работ.
Организация работы речного транспорта основана на графике движения судов и составов в период навигации, а также техническом плане, предусматривающем работу технических средств.
Для обеспечения безопасности плавания на реках и озерах, правильной и эффективной эксплуатации судовых путей по каждому из них составляются, а затем по необходимости корректируются и переиздаются:
-
Лоцманская карта с нанесением на нее судовых ходов.
-
Лоция, описывающая особенности судоходства на данном водном пути.
-
Маршрутник, содержащий перечень всех характерных пунктов (островов, воложек, убежищ населенных пунктов, крупных и средних предприятий и др.), расположенных в пределах водного пути.
-
Атлас водного волнения на судоходных трассах и акваториях озер, водохранилищ (в зависимости от силы и направления ветра).
Материально-техническая база речного и озерного транспорта:
- флот (самоходные и несамоходные суда пассажирские, грузопассажирские, грузовые, баржи, буксиры и т. д., специальные суда транспортного назначения, технические, в том числе землесосы дноуглубители, грунтовозы, краны на плаву, служебно-вспомогательные буксиры, пожарные, ледоколы, разъездные);
- порты (прибрежные пункты, осуществляющие работы по загрузке и разгрузке судов, посадке и высадке пассажиров, формированию речных составов и их техническому обслуживанию);
- пристани (промежуточные прибрежные пункты кратковременной остановки судна с целью частичной погрузки - выгрузки грузов или посадки - высадки пассажиров;
- заводы (универсальные по строительству и ремонту различных судов и специализированные по ремонту действующих или строительству новых специальных судов.
Морской транспорт - важный и перспективный участник рыночных отношений. Наша страна - великая морская держава: протяженность ее морских границ, омываемых водами 14 морей и 3 океанов, составляет 45 тыс. км.
Развитие морского транспорта страны связано, прежде всего, с удовлетворением потребностей во внешнеторговых отношениях: около 90% всего грузооборота морского транспорта обеспечивают внешнеторговые перевозки. Отечественные суда заходят примерно в 1200 портов, расположенных более чем в 120 странах, мира. Морской транспорт - один из основных источников получения валютных средств России.
Организация морского судоходства осуществляется на основании годового плана перевозок и графиков движения морских судов.
Технология работы морского транспорта, направленная на экономичное и безопасное функционирование судов, портов, заводов, предусматривает подготовку порта к приему и отправлению судов, подачу судов под погрузку, их обработку, подготовку к рейсу, прием грузов к перевозке, выход судна из порта, обеспечение нормального и безопасного плавания.
Материально-техническая база морского транспорта:
- флот (пассажирские, торговые, промысловые, в том числе рыболовные, суда, а также суда для буксировки других судов, гидротехническая работа, подъема затонувших судов и имущества, санитарные, пожарные, спасательные, лоцманские, дноуглубительные и др.);
- порты (общего назначения, специализированные для переработки грузов определенной группы или конкретного наименования, комбинированные: состоят из причальных и оградительных гидротехнических сооружений, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и других сооружений, обеспечивающих производство грузовых работ, посадку и высадку пассажиров, прием и хранение грузов, безопасность стоянок судов и их экипажей);
- путевое хозяйство, предназначенное для обеспечения безопасности судоходства, необходимых условий плавания по морскому пути, осуществления аварийно-спасательных и подводно-технических работ;
- электросвязь и электрорадионавигация, обеспечивающие безопасность плавания и надежную связь между судами, портами, пароходствами;
- судоремонтные заводы (предприятия, осуществляющие капитальный, периодический, текущий ремонт, реконструкцию судов);
- судостроительные заводы (их сравнительно немного, и они расположены близ или на территории крупных морских портов).