logo
ответы к ГОСам / Билет30

30.3.90. Стенд по диагностике тормозов. Конструкция и характеристики

При техническом осмотре и на станциях автосервиса для проверки исправности тормозных систем используют два вида диагностических стендов: барабанный (роликовый) или платформенный.

Барабанных (их еще называют роликовыми) стенды. Это традиционное оборудование, созданное задолго до появления электронных тензометрических систем, которые лежат в основе конструкции платформенных стендов для тестирования тормозов.

По быстроте определения неисправности тормозов платформенный стенд, безусловно, опережает роликовый. Но ведь важно не просто получить ответ: есть неисправность или ее нет, а иметь в итоге картину неисправности, знать характер дефекта. И в этом роликовый стенд уверенно обходит «платформу».

Ходовая часть современных автомобилей – это не просто колеса с тормозными барабанами, а тормоза – не просто рабочий тормозной цилиндр и колодки с фрикционными накладками. Современные автомобили оснащены системами ABS, Brake-Assist, системой курсовой устойчивости и стабилизации, антипробуксовочной системой. Все они так или иначе взаимодействуют с тормозами и исключить их влияние при кратковременном торможении на платформенном стенде на скорости от 5 до 15 км/ч невозможно.

Колесо при торможении на платформенном стенде совершает только часть оборота, то есть эффективность тормоза определяется на небольшом участке вращения тормозного диска или барабана, что уже может исказить объективность результата при изношенном барабане или диске (овальном тормозном барабане или неплоском диске).

На роликовом стенде можно продолжать вращение колеса сколь угодно долго, плавно нажимать на педаль, отслеживая усилие на каждом колесе, что дает возможность определять «зависание» колодки, наличие воздуха в системе, замасливание или увлажнение колодок и т.д. На барабане можно «прогреть» тормоза и шины, что также позволяет более глубоко диагностировать состояние тормозов. При разных режимах нажатия педали можно определить эффективность работы и наличие неисправностей усилителя тормозов.

К этому нужно добавить, что непосредственно на роликовом стенде можно выполнить при необходимости регулировки, после чего повторно проверить автомобиль.

Роликовые тормозные стенды позволяют оценить сопротивление качению колеса в расторможенном состоянии – провести диагностику подклинивания. На нейтральной передаче колеса автомобиля раскручиваются самим стендом, и если суппорт «залипает» на одном колесе или на обоих, определить этот дефект не составляет труда. Особенно важно еще и то, что «ролики» четко фиксируют возрастание тормозных усилий при проверке системы Brake-Assist – системы безопасности, позволяющей автоматически усилить торможение при несильном, но резком нажатии на педаль.

Словом, роликовый стенд дает стопроцентную диагностику тормозной системы на разных стадиях ее срабатывания и максимальную точность показаний оценки тормозного механизма при полном отсутствии влияния со стороны системы ABS и паразитных моментов от полного привода. Как уже было сказано, на современном автомобиле тормозная система используется не только для замедления и остановки машины, но и для активизации антизаносных, противобуксовочных и других систем активной безопасности. Поэтому безупречная работа пары «тормозной диск – колодка» и ее диагностика при отсутствии посторонних влияний являются основными параметрами при диагностировании тормозов.

К плюсам роликового (барабанного) стенда можно отнести высокую повторяемость и достоверность результатов по серии тестов и соответствие российскому и международному стандартам.

Есть у барабанного стенда «минусы»? Обычно «барабанщикам» пеняют на то, что они не могут тестировать полноприводные автомобили. А таких становится все больше. И связано это отнюдь не с необходимостью преодолевать бездорожье. При проверке тормозов у автомобилей с полным приводом, если не отключить межосевой дифференциал (там, где он есть) или не разъединить мосты, блокирующиеся фрикционными муфтами с электронным управлением, автомобиль может спонтанно съехать с роликов, потому что колеса обеих осей в заблокированном состоянии будут вращаться синхронно.

Во всех конструкциях отключение одного моста предусматривается. Надо лишь быть внимательным и не забывать выполнять рекомендации инструкций. Особой предосторожности требуют автомобили, имеющие вискомуфту между ведущими мостами. Тут прежде всего необходимо убедиться в наличии обгонных муфт в приводе колес. Если таких муфт нет, машину лучше не ставить на «барабан».

Кстати, простейшее дополнение в конструкцию роликовых стендов снимает проблему их «взаимоотношений» с полноприводными автомобилями. Отыщите среди публикуемых фотографий стенд для проверки тормозов грузовых автомобилей, имеющих два ведущих задних моста, и вам сразу все станет ясно. Пока колеса одного из мостов крутятся на барабанах, другие свободно перекатываются на «бегунках» - простых вращающихся цилиндрах.

Фирма MAXA производит стенды с дополнительными роликами, имеющими изменяемую колесную базу по длине. Естественно, это делает стенд дороже. Но с успехом снимает проблему тестирования полноприводных автомобилей.

На другой версии конструкторы использовали так называемый реверсивный принцип замера тормозных усилий на колесах полноприводного автомобиля. Его суть состоит в следующем. Машина наезжает, как обычно, на ролики, и они начинают медленно (до 5 км/час) вращаться в разные стороны. Аналогичная операция производится со вторым ведущим мостом. А чтобы при этом усилия нажатия на тормозную педаль были абсолютно одинаковыми, используется датчик, который набрасывается на тормозную педаль, под ногу оператора.

Хотелось бы обратить внимание и на такой штрих: как, например, ведут себя на платформенных стендах шипованные колеса? Не искажает ли картину торможение металлом по металлу? Изготовители роликовых стендов, обратив внимание на быстрый износ роликов шипованными колесами, стали выпускать ролики со специальным противоизносным рифлением.

Объективности ради надо сказать, что барабанные стенды более капиталоемки, они сложнее по конструкции, чем платформенные. Для их монтажа требуются фундаментные работы. Но все это перекрывается преимуществами, перечисленными выше.

речь идет о создании углубления в 50 сантиметров, чего вполне достаточно для размещения электродвигателя, редуктора и самих роликов?

Какие из роликовых стендов есть на российском рынке? Для примера могу назвать стенды некоторых производителей, отличающихся определенным набором функций и, соответственно, ценой. Комплект диагностического оборудования фирмы Hofmann (без установки), обеспечивающий проверку тормозных систем, в том числе и у полноприводных машин, работоспособность амортизаторов и экспресс-диагностику развала-схождения колес, обойдется автосервису в 19 тысяч евро.

Стоимость четырехплатформенного стенда – 12.5 тысяч евро. Роликове стенды стоят несколько дороже (от 21 тысячи евро), но, опять-таки, все зависит от комплектации. Некоторые солидные автомобильные фирмы (как например, Mercedes) на своих дилерских центрах устанавливают только роликовые стенды.