logo
001

Лекция №2. Характеристика перегрузочного процесса

В перегрузочном процессе предме­т труда - груз в транспорт­ных средствах и на складах порта, а конечная цель — отправка груза из порта по назначению на транспортных средствах. Грузопотоки, проходящие через порт, в зависимости от направления, делятся на:

Перегрузочный процесс — это сло­жный процесс, состоящий из техноло­гического (основного) процесса пере­грузки груза и свя­занных с ним вспомогательных опе­раций по подаче и уборке к грузовому фронту (причал, склад) судов и дру­гих транспортных средств, по подго­товке груза, перегрузочного оборудо­вания и грузовых помещений транс­портных средств к загрузке-разгрузке, а также транспортно-экспедиционных операций (тальманский счет груза, оформле­ние документов на груз и др.).

Результат перегрузочного про­цесса - специфическая про­дукция порта, измеряемая массой груза, погруженного на судно или выгруженного из судна, в физических тон­нах.

Перегру­зочный процесс называется прямым или транзитным, если груз перегружается непосредственно с морского судна в вагоны, ав­тотранспорт, речное судно или об­ратно.

Перегрузочный процесс назы­вается складским, если необходимо предваритель­ное накопление груза на складе для загрузки на судно или разгрузки дос­тавленного судном груза на склад. Из-за различия во времени прихода в порт морского судна и других транспортных средств с грузом для погрузки на судно или же порожних транспортных средств для приема груза, доставленного суд­ном, из-за несвоевременного предста­вления грузораспорядительных документов (разнарядки, поручения) и неподготовленности груза перегрузоч­ный процесс осуществляется поэтапно, по ряду вариантов.

Возможен смешанный вариант пе­регрузочного процесса, при котором часть судовой грузовой партии перегружается по прямому ва­рианту, а остальная — по складскому.

п\п

Варианты перегрузочного процесса

Местоположение груза

начальное

конечное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Судно — вагон

Вагон — судно

Судно — автомо­биль

Автомобиль — судно

Судно — судно

Склад — судно

Судно — склад

Вагон — склад

Склад — вагон

Автомобили — склад

Склад — автомо­били

Склад — склад

Судно

Вагон

Судно

Автомо­биль

Судно

Склад

Судно

Вагон

Склад

Автомо­били

Склад

Склад

Вагон

Судно

Автомо­биль

Судно

Судно

Судно

Склад

Склад

Вагон

Склад

Автомо­били

Склад

Эффективность прямого (транзит­ного) варианта перегрузочного про­цесса :

Продолжительность перегрузки су­довой грузовой партии исчисляется от момента приема портом первой тонны груза и до отправления из порта пос­ледней тонны груза; при прямом ва­рианте это время загрузки-разгрузки судна, в складском варианте она увеличивается на время, необходимое для накопления (концентрации) на складах порта судовой грузовой партии или отправления из порта последней тонны, что обычно в 2—3 раза превы­шает продолжительность загрузки-разгрузки судна.

На технологию и организацию пе­регрузочного процесса влияют показатели грузов:

Перегрузочные работы в портах де­лятся на: