Лекция №2. Характеристика перегрузочного процесса
В перегрузочном процессе предмет труда - груз в транспортных средствах и на складах порта, а конечная цель — отправка груза из порта по назначению на транспортных средствах. Грузопотоки, проходящие через порт, в зависимости от направления, делятся на:
исходящие (отправление) из порта на судах, загрузкой которых заканчивается перегрузочный процесс и начинается процесс морской перевозки в малом и большом каботаже, заграничном плавании (экспортные перевозки);
входящие (прибытие) в порт на судах, разгрузкой которых начинается перегрузочный процесс порта и завершается процесс морской перевозки в малом и большом каботаже, заграничном плавании (импортные перевозки).
Перегрузочный процесс — это сложный процесс, состоящий из технологического (основного) процесса перегрузки груза и связанных с ним вспомогательных операций по подаче и уборке к грузовому фронту (причал, склад) судов и других транспортных средств, по подготовке груза, перегрузочного оборудования и грузовых помещений транспортных средств к загрузке-разгрузке, а также транспортно-экспедиционных операций (тальманский счет груза, оформление документов на груз и др.).
Результат перегрузочного процесса - специфическая продукция порта, измеряемая массой груза, погруженного на судно или выгруженного из судна, в физических тоннах.
Перегрузочный процесс называется прямым или транзитным, если груз перегружается непосредственно с морского судна в вагоны, автотранспорт, речное судно или обратно.
Перегрузочный процесс называется складским, если необходимо предварительное накопление груза на складе для загрузки на судно или разгрузки доставленного судном груза на склад. Из-за различия во времени прихода в порт морского судна и других транспортных средств с грузом для погрузки на судно или же порожних транспортных средств для приема груза, доставленного судном, из-за несвоевременного представления грузораспорядительных документов (разнарядки, поручения) и неподготовленности груза перегрузочный процесс осуществляется поэтапно, по ряду вариантов.
Возможен смешанный вариант перегрузочного процесса, при котором часть судовой грузовой партии перегружается по прямому варианту, а остальная — по складскому.
-
№
п\п
Варианты перегрузочного процесса
Местоположение груза
начальное
конечное
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Судно — вагон
Вагон — судно
Судно — автомобиль
Автомобиль — судно
Судно — судно
Склад — судно
Судно — склад
Вагон — склад
Склад — вагон
Автомобили — склад
Склад — автомобили
Склад — склад
Судно
Вагон
Судно
Автомобиль
Судно
Склад
Судно
Вагон
Склад
Автомобили
Склад
Склад
Вагон
Судно
Автомобиль
Судно
Судно
Судно
Склад
Склад
Вагон
Склад
Автомобили
Склад
Эффективность прямого (транзитного) варианта перегрузочного процесса :
сокращение трудовых и материальных затрат и себестоимости перегрузки груза;
уменьшение времени нахождения груза в порту, что ускоряет доставку груза;
большая сохранность груза, т.к. каждая перегрузка потенциально снижает его сохранность;
сокращение потребности в складских помещениях;
повышение пропускной способности портовых перегрузочных комплексов из-за сокращения всего цикла перевалки груза, несмотря на снижение интенсивности загрузки-разгрузки судна по сравнению со складским вариантом,
Продолжительность перегрузки судовой грузовой партии исчисляется от момента приема портом первой тонны груза и до отправления из порта последней тонны груза; при прямом варианте это время загрузки-разгрузки судна, в складском варианте она увеличивается на время, необходимое для накопления (концентрации) на складах порта судовой грузовой партии или отправления из порта последней тонны, что обычно в 2—3 раза превышает продолжительность загрузки-разгрузки судна.
На технологию и организацию перегрузочного процесса влияют показатели грузов:
качественные — форма и материал упаковки, масса и размеры отдельного места (фракции), удельный погрузочный объем, специфические физико-химические свойства (сыпучесть, хрупкость, слеживаемость, острый запах, выделение пыли, магнитная проводимость и др.), наличие специальных приспособлений для захвата груза (фитинги у контейнеров, осевые отверстия в барабанах и т. п.).
количественные — масса и состав партии груза, их компоновка на судне и доля в грузопереработке порта. Исходный параметр - масса коносаментной партии груза.
Перегрузочные работы в портах делятся на:
основные - загрузка и разгрузка судов, вагонов и др. видов транспорта, перемещение грузов из склада на склад;
вспомогательные - покрытие грузов брезентом и уборка его, уборка производственного мусора, киркование слежавшихся грузов, крепление и увязка грузов на платформе, ремонт тары, подкатка и откатка вагонов. Оформляются отдельными нарядами или включаются в основное наряд-задание;
внепортовые - не предусмотренные аккордными ставками на перегрузочные работы, выполняемые портовыми рабочими на территории порта и за ее пределами.