logo
Машины 14

1. Классификация дорожно-строительных машин, механизмов и оборудования

Дорожное строительство отличается от других видов строительства тем, что в нем задействовано очень большое количество разных типоразмеров машин и механизмов.

Основные параметры машин и оборудования, называемые производственными технологическими подразделяют на:

- технологические, характеризующие возможности машины;

- технические, характеризующие комплектацию и основные параметры машин;

- эксплутационные, характеризующие возможные условия работы.

Общий парк дорожно-строительных машин (ДСМ) можно разделить на 6 условных групп:

1) машины и комплекты машин для приготовления и подачи дорожно-строительных материалов: асфальтобетоносмесители, бетоносмесители, карьерные смесители, дробильно-сортировочные установки, эмульсионные установки, нагреватели и насосы битумные, дозаторы минеральных материалов, цемента и органических вяжущих материалов;

2) линейные машины непрерывного действия для строительства слоев дорожной одежды и земляного полотна: асфальтоукладчики, бетоноукладчики, укладчики барьера безопасности, колесоотбойного бруса и бордюра, уширители (укладчики полос уширения и краевых полос) дорожной одежды, линейные грунтосмесители, самоходные и прицепные распределители щебня, рисайклеры, ремиксеры, дорожные фрезы, профилировщики, перегружатели и подборщики смеси, канавокопатели, машины ударного действия для разрушения бетонного покрытия, нарезчики швов;

3) различные машины с длительным циклом действия: бульдозеры, рыхлители, автогрейдеры;

4) различные машины с кратким циклом действия: экскаваторы, экскаваторы-планировщики, погрузчики;

5) транспортно-строительные машины и транспортные средства для дорожно-строительных машин: навесные распределители, битумо-(эмульсие-) щебнераспределители, автогудронаторы, скреперы, смесители-укладчики литых эмульсионно-минеральных смесей (ЭМС) асфальтовозы, бетоновозы, асфальтобетоносмесители, битумовозы, цементовозы, землевозы, автомобили-самосвалы;

6) уплотняющие средства: катки и вибраторы.

Система ДСМ по технологическому назначению включает 5 групп для строительства:

  1. земляного полотна;

  2. дорожных одежд и покрытий;

  3. водопропускных сооружений (труб, мостов и др.) и укреплений откосов;

  4. добычи и приготовления строительных материалов;

  5. технологический транспорт (подъёмно-транспортный, погрузочно-разгрузочный).

Комплекс ДСМ состоит из 5 основных групп для содержания и ремонта дорог и полос аэродромов (ДА):

  1. для летнего и зимнего содержания ДА;

  2. для маркировки проезжей части, содержания обстановки пути, озеленения и благоустройства;

  3. для ремонта земляного полотна, сооружений водоотвода и полосы отвода;

  4. для ремонта и восстановления дорожных одежд и покрытий;

  5. для ремонта и реконструкции искусственных сооружений.

Конструкции и параметры ДСМ зависят от технологических особенностей строительства ДА, а именно:

  1. линейной протяженности работ и удалённости от промбаз;

  2. частоты повторяемости, цикличности и синхронизации операций;

  3. жёсткой регламентации ряда операций во времени;

  4. увязки производительности комплекта машин между собой и со скоростью технологического процесса;

  5. больших объемов транспортных операций.

ДСМ – это агрегат (машина) или несколько агрегатов (комплект машин) с одним или несколькими рабочими органами для выполнения всех операций технологического процесса дорожного строительства.

Система индексации ДСМ (все машины и оборудование разбиты на группы в соответствии с назначением и конструктивными особенностями) состоит из буквенной (указывает группу, к которой относится машина) и цифровой (порядковый номер регистрации) частей. В табл.1 приведена классификация ДСМ 27 видов по буквенным обозначениям, названию и назначению.

Далее приведены технические характеристики, формулы для расчетов производительности современных ДСМ наиболее часто применяемых при строительстве, эксплуатации и ремонте автомобильных дорог, дорог общего пользования и взлётно-посадочных полос аэродромов.