Кабина автомобиля маз-5340. Устройство, техническое обслуживание и ремонт
Кабина автомобиля выполняет несколько функций, главная из которых - обеспечение комфортных условий работы для водителя. Современные кабины МАЗ 5340 имеют сложное устройство, требуют определенного ухода, а иногда и ремонта. Какое устройство имеет кабина МАЗ 5340, как она выполняет свои функции, а также ее обслуживании и ремонт.
Назначение кабины грузового автомобиля МАЗ 5340
Современная кабина, в том числе и кабина грузового автомобиля МАЗ 5340, решает несколько основных задач:
1. Создание удобного и эффективного с точки зрения эргономики рабочего места водителя;
2. Защита водителя и пассажиров от негативных воздействий окружающей среды - осадков, пыли, ветра и т.д.;
3. Создание комфортного микроклимата независимо от внешних условий - обогрев зимой, вентиляция летом и т.д.;
4. Комфорт для водителя и пассажиров во время движения, а также во время длительных поездок — мягкие кресла, подрессоривание, спальные места и другое;
5. Обеспечение достаточного обзора;
6. Защита от шума и вибраций;
7. Обеспечение безопасности водителя и пассажиров в случае ДТП, при опрокидывании автомобиля и т.д.
Все эти задачи решаются встроенными в кабину системами различного назначения: вентиляция, отопление, электроника и другие. Так что современная кабина - это не просто остекленная будка, как в старых машинах, а довольно сложная система, содержащая сотни компонентов. Однако здесь мы рассмотрим лишь основу кабины: ее каркас, облицовку, механизм опрокидывания и т.д.
Конструкция и особенности кабины грузовика МАЗ 5340
На грузовике МАЗ 5340 используются сварные цельнометаллические кабины двух основных типов: малые, без спального места, и большие, с одним или двумя спальными местами. Малые кабины устанавливаются на автомобили, эксплуатируемые в городе, на самосвалы, спецтехнику и другие - то есть, на машины, преодолевающие за одну смену относительно небольшие расстояния. Большие кабины со спальниками ставятся, преимущественно, на магистральные тягачи.
Независимо от типа все кабины МАЗ имеют одинаковое устройство. Основу кабины составляет сварной цельнометаллический каркас, собранный из боковин (правой и левой), передней и задней части, крыши и пола, который служит основой для установки сидений, рычагов и т.д. На кабину навешиваются двери, в проемы с помощью резиновых уплотнителей вставляются стекла. По бокам в передней части устанавливаются боковые щитки, защищающие дверные петли, а также выполняющие эстетические функции. В передней части, под лобовым стеклом, монтируется панель передка и облицовка, которая скрывает радиаторы и другие детали.
Внутренность кабины МАЗ 5340
Внутри кабина имеет обшивку, выполняющую эстетические функции, также под обшивкой может находиться утеплитель. В передней части кабины располагается приборная панель, а также каналы для подачи теплого воздуха от отопителя в разные зоны кабины. Наконец, в кабине устанавливаются сиденья (причем сиденье водителя имеет амортизатор и в нем предусмотрены настройки по высоте и наклону), спальные места и т.д.
Автомобили МАЗ имеют бескапотную компоновку, двигатель установлен на раме под кабиной, что несколько осложняет доступ к нему. Поэтому кабина в автомобилях МАЗ может опрокидываться вперед, открывая силовой агрегат и позволяя проводить его обслуживание и ремонт.
Кабина устанавливается на раму с помощью двух опор опрокидывания, сквозь которые проходят оси опрокидывания. Кабина держится непосредственно на этих осях, а при необходимости она может быть откинута. Опоры устанавливаются на раму через резиновые амортизационные втулки, этим достигается определенная степень демпфирования ударов и вибраций, передающихся от рамы. Большие кабины на многих моделях имеют дополнительное подрессоривание в виде двух пружин, положенных под опоры опрокидывания. Кабины автомобилей МАЗ ранних моделей устанавливались на кронштейнах (и подрессоривались), однако сама схема крепления кабины в старых и новых грузовиках одинакова.
Опрокидывание кабины обеспечивается гидравлическим цилиндром или газовой пружиной, фиксация кабины в нормальном (закрытом) положении и защита от случайного опрокидывания обеспечивается расположенным в задней части кабины запорным механизмом. Для опрокидывания кабины нужно нажать на выведенный сбоку рычаг, запорный механизм откроется, и под действием пружины или цилиндра кабина поднимется. Защита от чрезмерного опрокидывания реализована в виде тонкого стального троса, протянутого между кабиной и рамой.
Обслуживание и ремонт кабины МАЗ
Кабина грузового автомобиля постоянно подвергается серьезным нагрузкам и воздействиям факторов окружающей среды, поэтому для продления ее срока службы необходимо проводить регулярное техническое обслуживание, а в некоторых случаях и ремонт.
Обслуживание кабины МАЗ 5340 сводится к следующему:
1. Необходимо регулярно проверять запорный механизм кабины, осматривать болтовые и шплинтовые соединения, проверять пружины и все детали на предмет износа и деформаций;
2. Регулярно проверять состояние страховочного троса и его крепления к кабине и раме;
3. Производить внешний осмотр кабины на предмет деформаций и поломок ее облицовки и частей металлического каркаса.
При обнаружении неисправностей или чрезмерного износа деталей запорного механизма, механизма подъема или троса нужно выполнить их ремонт, так как данные поломки представляют серьезную опасность. Определенную опасность представляют также и поломки каркаса кабины, так как каркас играет важную роль в обеспечении безопасности водителя и пассажиров при столкновении автомобили или при его опрокидывании. А поломки деталей облицовки портят внешний вид автомобиля, что иногда бывает критично.
Сегодня магазины и автосервисы предлагают широкие возможности для ремонта кабин грузовика МАЗ 5340. Например, не слишком дорого стоят детали облицовки, невысокую цену имеют боковины кабины МАЗ, ее крыша и другие детали. Купив эти детали, можно сэкономить немалые средства на покупке и установке новой кабины.
Кабина автомобиля МАЗ 5340 - это рабочее место водителя, и это место должно быть максимально удобным, комфортным и безопасным. Достичь этого можно только регулярным обслуживанием и своевременным ремонтом кабины, который в наше время не требует серьезных затрат времени, сил и средств.