Ремонт электродвигателей постоянного тока мощностью до 3 кВт и асинхронных электродвигателей.
Двигатель постоянного тока — электрический двигатель, питание которого осуществляется постоянным током. Имеют следующие разновидности:
- С возбуждением постоянными магнитами;
- С параллельным соединением обмоток возбуждения и якоря;
- С последовательным соединением обмоток возбуждения и якоря;
- Со смешанным соединением обмоток возбуждения и якоря;
- Бесколлекторные двигатели постоянного тока (вентильные двигатели ) — Электродвигатели, выполненные в виде замкнутой системы с использованием датчика положения ротора (ДПР), системы управления (преобразователя координат) и силового полупроводникового преобразователя (инвертора)
Защита от внешних воздействий. Конструктивное выполнение электрической машины во многом определяют требования, предъявляемые к защите ее от внешних воздействий. В зависимости от этого ГОСТ устанавливает буквенно-цифровое обозначение исполнений электрических машин, состоящее из двух букв IP (International Protection) и двух цифр. Первая цифра (от 0 до 6) характеризует степень защиты обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями машины и от попадания внутрь ее твердых посторонних предметов. Вторая цифра (от 0 до 8) характеризует степень защиты машины от проникновения в нее влаги.
Рис.4.1. Двигатель постоянного тока защищенного исполнения (степень защиты IP22): 1, 3 — вентиляционные окна для входа и выхода охлаждающего воздуха; 2 —станина; 4 — подшипниковый щит; 5 — вал; 6 — лапы
Рис.4.2. Асинхронный двигатель каплезащищенного исполнения (степень защиты IP23): 1 — вал; 2, 4 — вентиляционные окна для входа и выхода охлаждающего воздуха; 3 — подшипниковый щит; 5 — станина; б — коробка с выводами
Рис.4 1.3. Асинхронный двигатель закрытого исполнения (степень защиты IP44):
1 — вал; 2, 5 — подшипниковые щиты; 3 — коробка с выводами; 4 — охлаждающие ребра станины; б — лапы
Различают следующие виды исполнения электрических машин: открытое, защищенное, каплезащищенное, брызгозащищенное, водозащищенное, пылезащищенное, закрытое, герметичное, взрывозащищенное.
Открытое (IP00) — машина не имеет специальных приспособлений, предохраняющих от попадания внутрь посторонних предметов и случайного соприкосновения обслуживающего персонала с токопроводящими и вращающимися частями; машины открытого исполнения встречаются редко и лишь в устаревших конструкциях.
Защищенное (IP21—IP22 и др.) - машины имеют специальные приспособления, выполненные, например, в виде соответствующих крышек, кожухов, сеток (рис.4.1). При этом между крышками и щитами или станиной машины оставляют щели, необходимые для циркуляции воздуха, охлаждающего машину. Такие машины могут устанавливаться только в закрытых помещениях, так как они не имеют приспособлений, защищающих от дождя.
Брызгозащищенное и каплезащищенное (IP23 —IP24 и др.) — машины снабжены приспособлениями, защищающими их от проникновения к токоведущим и вращающимся частям капель воды или водяных брызг (рис.4.2). В этих машинах все отверстия, расположенные в верхней части корпуса и подшипниковых щитов, закрывают глухими крышками; отверстия, расположенные сбоку, обычно защищают кожухами, крышками и жалюзи, а расположенные снизу — сетками. Такие машины могут устанавливаться на открытом воздухе.
Водозащищенное (IP55—IP56) — машины недоступны проникновению внутрь струй воды любого направления (также снизу). В них предусмотрены усиленные уплотнения резиновыми прокладками и сальниками. Случайно попавшая в машину вода вытекает из нее или удаляется охлаждающим воздухом. Подобные машины применяют главным образом на судовых установках.
Пылезащищенное (IP65 — IP66) — машины защищены от попадания внутрь пыли в опасных для нормальной работы количествах.
Закрытое (IP44 — IP54) — внутреннее пространство машины изолировано от внешней среды (рис.4.3). Такие машины применяют для работы в пыльных помещениях, на движущихся транспортных средствах (автомобилях, железнодорожных вагонах, локомотивах), в авиации и пр. К закрытому исполнению относят также машины с охлаждением по замкнутому циклу (воздухом, водородом и др.).
Герметичное (IP67—IP68) — машины выполняют с особо плотной изоляцией от окружающей среды, предотвращающей сообщение ее с внутренним пространством при определенной разности давлений снаружи и внутри машины. Такие машины могут работать под водой (водонепроницаемые машины), в наполненных газом камерах (газонепроницаемые) и в других подобных средах.
Имеются также исполнения машин, предназначенных для работы в особых условиях:
Взрывозащищенное (взрывобезопасное) — машины могут работать во взрыво- и пожароопасной среде, так как изоляция их токоведущих и вращающихся частей от внешней среды исключает возникновение взрыва и воспламенения газов в окружающем пространстве при искрении и других ненормальных явлениях. При взрыве внутри машины накопившихся газов возникающее пламя не может проникнуть в окружающую среду.
Влагостойкое — для работы в условиях большой влажности.
Морозостойкое — для работы при особо низких температурах и при возможном образовании инея.
Химостойкое — для работы в условиях наличия паров агрессивных химических веществ и при воздействии химических реагентов.
Тропикостойкое — для работы в тропических условиях при возможном образовании плесневых грибов.
Важнейшим условием правильной эксплуатации электрических машин является своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов и периодических профилактических испытаний.
НЕИСПРАВНОСТИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
НЕИСПРАВНОСТЬ
| ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
|
Искрообразование под щетками | 1.Перекос щеткодержателей 2.Неполное прилегание поверхностей щеток к коллектору 3.Велико давление пружины на щетку |
Недопустимое искрение, сопровождающееся треском с проскакиванием искр из-под щеток, образование на коллекторе подгара | 1.Неправильное положение щеток относительно нейтрали, выступают отдельные пластины коллектора 2.Биение коллектора в результате эксцентричности 3.Миканитовая изоляция выступает из коллектора |
Замыкание пластин коллектора | Образование электрического соединения пластин коллектора вследствие замыканий медной пылью или заусенцами медных пластин |
Пробой на корпус изоляции электромагнитной системы машины | Механическое повреждение или старение изоляции катушек |
Уменьшение зазоров между якорем и наконечниками полюсов катушек | Проседание вала якоря в результате износа подшипников скольжения или прогиба вала |
- Ремонт магнитных пускателей, тепловых и электромагнитных реле.
- Неисправности магнитных пускателей
- Ремонт электрических исполнительных механизмов типа пр, электромагнитных клапанов, муфт и др.
- Ремонт электродвигателей постоянного тока мощностью до 3 кВт и асинхронных электродвигателей.
- Ремонт исполнительных электродвигателей средств автоматизации
- Монтаж и наладка релейно-контакторных реверсивных схем управления электроприводом.
- Монтаж и наладка тиристорных бесконтактных схем управления электроприводом постоянного и переменного тока.
- Наладка электронной аппаратуры.
- Монтаж и наладка датчиков вторичных измерительных приборов и регуляторов технологических параметров.
- Электрическая схема