logo search
5 курс / 05-12-2012_22-04-15 / КОПРы / Инфраструктура товарного рынка / Тема 10 (продолжение)

10.5. Трубопроводный транспорт

Россия располагает огромными природными нефтяными и газовыми пространствами. Отсюда особую важность приобретает трубопроводный транспорт.

Посредством трубопроводного транспорта в стране осуществляется перекачка больших объемов пресной воды, газа, нефти.

Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти, газа и районов их массового потребления.

Трубопроводный транспорт России представляет собой уникальную по степени разветвленности, объему и структуре оказываемых транспортных услуг систему технически совершенных нефте- и газопроводов. В стране создавался трубопроводный транспорт как единая общегосударственная сеть в течение десятилетий с использованием самых современных технологий.

Формирование трубопроводного транспорта России основывается на принципах широкой магистрализации - прокладке параллельных веток, концентрации потоков, увеличении диаметра трубопроводов.

Достаточно налаженная система обеспечивает доставку нефти и газа российским предприятиям и на экспорт, определяет развитие и размещение нефте- и газодобычи, снабжает этим сырьем субъектов товарного рынка.

Основными технико-экономическими особенностями и преимуществами трубопроводного транспорта являются:

- функционирование в течение круглого года;

- независимость от климатических условий;

- возможность прокладки трубопроводов повсеместно и в независимости от рельефа местности;

- использование кратчайшего расстояния;

- высокая пропускная способность;

- герметизация процесса транспортировки;

- минимальные потери при доставке этого сырья;

- автоматизация работ по наливу, перекачке и сливу;

- высокая производительность труда;

- относительно низкая себестоимость транспортировки.

Трубопроводы подразделяются на магистральные, подводящие, промысловые.

Материально-техническая база трубопроводного транспорта:

- собственно трубопровод (линейная магистраль из сваренных и соответствующим образом изолированных наземных, подземных, навесных труб);

- перекачивающие и компрессорные станции;

- линейные узлы (устройства для соединения, разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков линий при ремонте);

- линии электроснабжения;

- линии связи;

- компрессорные установки;

- сооружения и оборудование для обезвоживания и дегазации нефти, осушения и очистки газа;

- распределительные станции.

Тесты для самопроверки

  1. Транспорт обеспечивает

а) рост производительности труда;

б) массовое индустриальное товарное производство;

в) разделение труда;

г) рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

2. В состав материально-технической базы железнодорожного транспорта входят:

а) прицепы;

б) депо;

в) устройства электроснабжения;

г) компрессорные установки.

3. Автомобильный транспортный процесс обеспечивают:

а) графики движения;

б) путеводитель;

в) план маршрутизации

г) лоцманская карта.

4. Технология работы речного и озерного транспорта предусматривает:

а) содержание и обслуживание водных путей;

б) технологическое обслуживание и ремонт судов;

в) строительство новых судов;

г) маневровые действия в депо.

5. Для обеспечения безопасности плавания на реках и озерах применяются:

а) светофоры;

б) лоцманские карты;

в) береговые средства светового освещения наиболее перегруженных водных участков.

6. Является ли речной самым дешевым транспортом?

а) да;

б) нет.

7. Воздушный транспорт используется:

а) для перевозки срочных грузов;

б) при корректировке движения морских судов;

в) при строительстве автомобильных дорог высшего класса;

г) при геологоразведках.

8. Основной документ на воздушном транспорте:

а) маршрутник;

б) лоцманская карта;

в) расписание движения воздушных судов;

г) воздушный атлас.

9. Материально-техническая база воздушного транспорта включает:

а) вертолеты;

б) приаэродромную территорию;

в) автомобильную трассу при подъезде к аэропорту;

г) станцию заправки аккумуляторов для летательных аппаратов.

10. В состав материально-технической базы трубопроводного транспорта входят:

а) распределительные станции;

б) промежуточные диспетчерские;

в) линейные узлы;

г) пункты определения качества газа, нефти.

Тесты для контроля

  1. Железнодорожный транспорт обладает:

а) высокой провозной способностью;

б) наиболее высокой скоростью движения;

в) доступностью в любую территориальную точку;

г) непрерывностью.

2. Присущи ли железнодорожному транспорту маневренность и относительная дешевизна?

а) да;

б) нет.

3. К автомобильному транспорту следует отнести:

а) перевозку на значительные расстояния больших грузовых потоков;

б) низкую себестоимость перевозок;

в) возможность доставки груза «от двери до двери»;

г) относительно дешевые тарифы за перевозку.

4. Материально-техническую базу автомобильного транспорта составляют:

а) грузовые станции;

б) автомобильные дороги;

в) путевое хозяйство;

г) электрорадионавигация.

5. Себестоимость грузовых перевозок по рекам европейской части России в сравнении с железнодорожными перевозками:

а) выше;

б) на половину ниже;

в) примерно одинакова;

г) на одну треть ниже.

6. Организационные работы речного транспорта основаны на:

а) плане маневрирования на водных пространствах;

б) плане размещения судов в не их движений;

в) графике движения судов в период навигаций;

г) техническом плане, предусматривающем работу технических средств.

7. Материально-техническая база речного транспорта включает:

а) пристани;

б) судоремонтные заводы;

в) судозаправочные пункты;

г) перекачивающие станции.

8. технология работы морского транспорта предусматривает:

а) оповещение соседних портов о выходе судна в рейс;

б) заправку судна на специальном пункте;

в) подготовку порта к приему и отправки судов;

г) подготовку к рейсу.

9. В материально-техническую базу морского транспорта входят:

а) путевое хозяйство;

б) причальные и оградительные гидротехнические сооружения;

в) семафоры;

г) резервуары.

10. Основные технико-экономические особенности трубопроводного транспорта:

а) относительно низкая пропускная способность;

б) недостаточная автоматизация работы;

в) минимальные потери при доставке сырья;

г) функционирование в течение года.

Ответы на тесты по теме 10.

Тесты для самопроверки

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

2

3

4

5

б, в

б, в

а, в

а, б

б, в

6

7

8

9

10

а

а, г

в

а, б

а, в

Тесты для контроля

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

2

3

4

5

а, г

а

в

а, б

г

6

7

8

9

10

в, г

а, б

в, г

а, б

в, г