logo search
Гр

6. План и договор на перевозку грузов. Путевые листы. Товарно-транспортная накладная

Гражданское законодат-во определяет договор перевозки грузов как договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем (грузоотправителем) груз в пункт назн-ния и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно ст. 789 ГК РФ перевозка грузов, осуществляемая коммер¬ческой организацией, признается перевозкой транспортом общею пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обя¬зана осуществлять перевозки грузов по обращению любого юридическо¬го или физического лица. Договор перевозки транспортом общего пользо¬вания является публичным договором. Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемы¬ми в соответствии с ними правилами. Законы и нормативные правовые документы, на которые ссылается статья, рассмотрены в соответствую¬щих разделах пособия. Отдельные их нормы рассматриваются и в на¬стоящем параграфе.

Договоры перевозки условно можно разделить на 2 группы: дого¬воры долгосрочного характера (как правило, это годовые договоры) и краткосрочные договоры (по разовым заказам). Годовые договоры пе¬ревозки преимущественно заключаются между автотранспортными предприятиями и грузоотправителями — производителями продукции или оптовыми продавцами, которым необходимо осуществлять пере¬возку своей продукции регулярно. Согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организа¬ции перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевоз¬чик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Заключение простого (разового) договора перевозки груза в соответствии со статьей 785 ГК РФ подтверждается составлением и выдачей грузоотправителю транспортной накладной Правилами заключения договоров на перевозку грузов автомобиль¬ным транспортом определен порядок заключения годового договора на перевозку грузов. Основанием для заключения этого договора является план перевозок. В годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспор¬том устанавливаются:1. Объемы перевозок по утвержденной номенклатуре.2. Условия перевозок (режим работы по приему и выдаче грузов, обеспечение сохранности грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ в установленное время и т.д.).3. Порядок расчетов за перевозку.4. Рациональные маршруты и схемы грузопотоков.В годовом договоре на перевозку грузов также устанавливается грузооборот, исчисленный в соответствии со средним расстоянием пе¬ревозки, указанным в принятой заявке. Грузоотправители обязаны принимать меры к недопущению встречных и нерациональных пере¬возок.

В соответствии с годовым договором на перевозку грузов автомо¬бильным транспортом и на основе заявок грузоотправителей (грузопо¬лучателей) автотранспортные предприятия разрабатывают квартальные планы перевозок с распределением по месяцам, по общему объему (включая перевозки автомобилями, работающими на условиях почасо¬вой оплаты) в тоннах, с указанием пунктов отправления и назначения (по междугородным перевозкам), а также расчетного грузооборота, ис¬численного из среднего расстояния перевозки. Проекты планов пере¬возок автотранспортные предприятия не позднее чем за 40 дней до на¬чала планируемого квартала согласовывают с грузоотправителями (гру¬зополучателями). За 15 дней до начала планируемого месяца грузоотправители пред¬ставляют (в трех экземплярах) в автотранспортные предприятия и орга¬низации развернутые (с распределением по декадам) планы перевозок грузов в тоннах с указанием объемов перевозок, номенклатуры грузов, пунктов отправления и назначения, а также расчетного грузооборота, исчисленного из среднего расстояния перевозки.

При выполнении перевозок на каждом АТС должны быть доку¬менты, которые относятся к документам строгой отчетности (име¬ют серию и учетный номер). В общем случае такими документами считаются: • путевой лист;• товарно-транспортная накладная (ТТН) при перевозке гру¬зов товарного характера (имеющих стоимость).

Путевой лист является основным первичным документом, оп¬ределяющим совместно с ТТН показатели при учете работы ПС и водителя, начислении заработной платы водителю и расчетах за перевозки.При выполнении ГАП используются путевые листы следую¬щих 2 форм:4-с (сдельная) — при перевозках на условиях сдельной оплаты. Предусматривает подробное задание водителю по маршруту дви¬жения и количеству ездок. На обратной стороне путевого листа фиксируется время выполнения ездок, продолжительность про¬стоев и номера ТТН, на основании которых перевозился груз;4-п (повременная) — при перевозках на условиях повременной оплаты. Предусматривает указание заказчика перевозок (заказчи¬ков) и времени прибытия и убытия от заказчика. Номера ТТН, по которым перевозился груз, записываются на обратной стороне. Путевой лист имеет отрывной талон, который должен быть запол¬нен заказчиком и заверен его печатью. После обработки в АТО этот талон возвращается заказчику вместе со счетом на перевозки.На путевых листах в левом верхнем углу проставляется штамп или печать организации — владельца ПС. Заполнение путевого листа производится до выезда АТС на линию, на линии и после возвращения в АТО.Перед выездом на линию заполняются сведения о водителе, со¬провождающих лицах и автомобиле, времени начала и окончания работы, заказчике перевозок, планируемом пробеге АТС и движе¬нии горючего. Если выполняемые перевозки подлежат лицензирова¬нию, в путевом листе должны указываться номер и серия лицензии. Указанная в путевом листе дата выдачи должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале. В нижней части путевого листа должны быть поставлены подписи:диспетчера, подтверждающая правильность заполнения путе¬вого листа и наличия у водителя водительского удостоверения;механика об исправности ПС;медицинского работника о возможности допуска водителя к управлению АТС;водителя о цринятии АТС в технически исправном состоянии и получении задания на работу.Данные в путевой лист заносятся должностными лицами АТО (диспетчер, техник по горюче-смазочным материалам и т. п.). Уча¬стие водителя в подготовке путевого листа не допускается. На линии в путевой лист заносятся сведения о работе ПС, результаты проверки контролирующими лицами. Ответственное лицо заказчика расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполнения данных о выполненной работе.

После сдачи водителем путевого листа по возвращении в АТО диспетчер или другое уполномоченное на это лицо заполняют данные о фактически выполненной работе водителем и автомо¬билем, движении горючего. Водитель своими подписями удостоверяет сдачу ПС механику в технически исправном состоянии или в состоянии с определенными неисправностями и количество сданных вместе с путевым листом ТТН. Механик своей подписью подтверждает эти сведения. Диспетчер своими подписями подтверждает количество сданных водителем ТТН и правильность заполнения данных после сдачи путевого листа водителем.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители АТО и лица, ответственные за эксплуатацию ПС и участвующие в заполнении документов.

Путевые листы хранятся в АТО вместе с ТТН, что облегчает их совместную проверку.

Для контроля движения путевых листов, выданных водителю, и сдачей путевых листов после их первичной обработки в бухгалтерию ведется специальный журнал.