logo search
ДОП "ЛЁТНАЯ ПОДГОТОВКА"

Основы воздушной навигации

Тема 2.1. Краткие сведения из картографии. Форма и размеры Земли. Системы координат на земной поверхности. Единицы измерения расстояний. Линии пути и линии положения полёта на поверхности земного шара. Карты и картографические проекции. Классификация картографические проекций по характеру искажений и по способу построения. Карты в равноугольной конической проекции. Карты в видоизменённой поликонической проекции. Карты в равноугольной цилиндрической проекции. Классификация и назначение авиационных карт. Содержание и оформление карты. Разграфка и номенклатура карт.

Тема 2.2. Измерение времени. Годовое движение и суточное вращение Земли. Истинное солнечное, среднее солнечное и гражданское время. Местное, поясное и декретное время. Линия смены дат. Условия естественного освещения. Практическое определение моментов восхода и захода Солнца, наступления темноты и рассвета по графикам. Служба времени. Авиационные часы, устанавливаемые на самолете.

Тема 2.3. Курс самолёта. Авиационные магнитные компасы, курсовые системы и их применение. Курсы самолёта и зависимость между ними. Краткие сведения о земном магнетизме. Назначение, принцип действия и устройство магнитного компаса КИ-13. Курсовая система ГМК-1А. Основные данные и агрегаты ГМК-1А. Принцип действия ГМК-1А. Проверка работоспособности курсовой системы. Девиация магнитных компасов и методика их устранения.

Тема 2.4. Высота полёта. Устройство и применение барометрических высотомеров. Классификация высот полёта по уровню начала отсчёта. Барометрический метод измерения высоты. Назначение, устройство и использование барометрического высотомера ВД-10. Инструментальные и методические ошибки барометрических высотомеров и методика их учёта. Определение истинной высоты полёта по барометрическому высотомеру. Определение приборной высоты для заданной истинной высоты полёта.

Тема 2.5. Воздушная скорость полёта. Устройство и применение указателей воздушной скорости. Аэродинамический метод измерения воздушной скорости. Приёмники воздушного давления. Назначение, устройство и использование указателя скорости УС-450. Инструментальные и методические ошибки указателей воздушной скорости и методика их учёта. Расчёт воздушной скорости.

Тема 2.6. Влияние ветра на полёт самолёта. Навигационный треугольник скоростей и его элементы. Зависимость навигационных элементов от изменения воздушной скорости, курса самолёта и скорости ветра.

Тема 2.7. Решение задач самолётовождения графически и с помощью навигационной линейки. Расчёт элементов навигационного треугольника скоростей с помощью ветрочёта, навигационной линейки НЛ-10М и приближенно в уме.

Тема 2.8. Визуальная ориентировка. Отличительные признаки ориентиров. Правила ведения визуальной ориентировки. Способы определения места самолёта по земным ориентирам. Ориентирование полётной карты в полёте по компасу и земным ориентирам. Условия ведения визуальной ориентировки. Порядок ведения визуальной ориентировки. Чтение карты и распределение своего внимания при ведении визуальной ориентировки. Счисление и прокладка пути. Глазомерное определение направлений и расстояний. Определение с самолёта дистанции до ориентира по вертикальному углу визирования. Приближённый расчёт истинной и приборной воздушной скорости. Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени подсчётом в уме. Определение обратного курса следования.

Тема 2.9. Штурманская подготовка к полёту. Общая, предварительная и предполётная штурманская подготовка лётного состава и её содержание. Изучение района полётов. Общая подготовка полётной и бортовой карты. Прокладка маршрута на полётной карте. Изучение маршрута полёта, средств РТО и метеорологических условий. Разработка штурманского плана полёта. Штурманская проверка готовности лётчика к полёту.

Тема 2.10. Штурманские правила выполнения полёта по маршруту. Общие правила и основной порядок самолётовождения. Способы выхода на исходный пункт маршрута. Способы выхода на линию заданного пути: с курсом, рассчитанным перед полётом по известному ветру; подбором курса следования; по створу ориентиров; исправление курса по боковому уклонению у первого контрольного ориентира. Контроль пути по направлению и дальности. Полный контроль пути. Исправление пути. Выход на цель в заданное время изменением скорости полёта. Погашение избытка времени отворотом от маршрута на 60 градусов. Погашение избытка времени на замкнутой петле.

Тема 2.11. Безопасность самолётовождения. Действия лётчика при потере ориентировки. Восстановление ориентировки выходом на радионавигационную точку и на линейный или характерный крупный ориентир. Безопасная высота полёта. Методика расчёта приборной безопасной высоты полёта. Методика расчёта приборной безопасной высоты полёта при установке на барометрическом высотомере давления аэродрома взлёта. Предотвращение случаев попаданий самолётов в зоны опасных для полётов метеоявлений. Вертикальное, продольное и боковое эшелонирование летательных аппаратов в воздушном пространстве РФ.

Тема 2.12. Применение радиотехнических средств самолётовождения. Угломерные радиотехнические системы. Основные радионавигационные элементы: курсовой угол радиостанции, отсчёт радиокомпаса, радиодевиация, пеленг радиостанции, пеленг самолёта и зависимость между ними. Автоматический компас АРК-15 и его данные. Порядок включения и настройки АРК-15. Полёт на радиостанцию пассивным, курсовым и активным способами. Полёт на радиопеленгатор курсовым способом. Полёт от радиостанции с использованием АРК-15. Вывод самолёта на линию предвычисленного пеленга. Определение места самолёта пеленгованием двух радиостанций. Методика выполнения радиодевиационных работ на самолёте.